Как изменился традиционный китайский пейзаж в наше время и чем отличается современный стиль от шедевров старинной классики?
В эпоху глобализации и стремительного развития китайского общества современная китайская живопись XX-XXI века переживает новый период трансформации: пейзажный жанр в Китае продолжает обретать свежие формы. Проникновение западной культуры оказало значительное влияние на традиционную культуру Поднебесной и привело к появлению новых направлений развития гохуа (国画 “китайская живопись”). Но, как это свойственно для восточной культуры, ради построения нового не происходит слома традиционных канонов и китайские художники XX-XXI вв. находят возможность для современного высказывания на прочной основе древней традиции.
В настоящее время развитие китайской живописи, в том числе пейзажной, можно разделить на три направления - подражания, индивидуальности и реформирования.
Так, например, признанный мастер Чжан Дацянь развил идею сине-зеленого пейзажа эпохи Тан (VII-VII вв.) в невиданный ранее прием «брызгов тушью и красками» (泼墨泼彩). Эстетика свободно нанесенных на поверхность картины пятен туши и минеральных пигментов определенно сближает его с западными абстракционистами. Однако сохраняется традиционный подход к построению композиции пейзажного свитка, а кроме того, из глубины веков доносится вновь очарование красок Шелкового пути. "Пограничность" творчества Чжан Дацяня можно увидеть и в том, что его пейзажи – это фигуративная живопись на стыке с абстрактной, когда зритель не вполне способен определить её в первую или вторую категорию.
Невозможно представить китайского пейзажиста, не бывающего регулярно на природе, не черпающего из нее вдохновение. Наверное поэтому даже самые сказочные китайские пейзажи выглядят реалистичными, а зритель находит в них место для прогулки и размышления.
В работах «Прекрасные пейзажи Цзяннань, мгновенья весеннего сна», «Зимушка зима» и «В тумане – зеленеют горы, нет им числа» нашли отражения впечатления художника от посещения различных уголков Поднебесной. Все эти работы были выполнены на основе серии эскизов, созданных во время поездок в Поднебесную. Рисование пейзажей с натуры является важной частью для понимания и восприятия китайской традиционной пейзажной живописи, такие работы имеют большую одухотворённость и большую силу художественного воздействия.
На свитках «Уезд Уюань», «Горы чисты и прекрасна вода» и картине «Домик мечты» изображены пейзажи уезда Уюань, отражающие уникальные особенности ландшафта одного из красивейших мест Китая. Благодаря государственным программам по сохранению культурного наследия в этих местах поддерживается в прежнем виде сельская архитектура и считается, что здесь расположены самые красивые деревни Китая.
Все приведенные примеры - картины современных художников, работающих в жанре современного китайского пейзажа. Рассмотреть их вживую можно на выставке "Мудрость рек и гармония гор" (29 апреля - 29 мая 2022г.) в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
________________
Текст статьи написан со слов художников Анны Донченко и Ольги Обуховой
(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи
_______________