В те благословенные времена 2011-2013 года, когда солнце светило ярче, трава была зеленее, а я моложе на 10 лет, мне посчастливилось поработать пару сезонов на речных круизах общеизвестной туристической компании.
Тогда я, будучи перспективным и талантливым выпускником «ЛЭТИ», у которого вся жизнь впереди и за плечами пара лет опыта работы гидом-переводчиком, принял предложение от коллеги по ремеслу поплавать по маршруту Санкт-Петербург - Москва и обратно.
В мои обязанности входила встреча туристических групп в аэропорту, сопровождение во время круиза на борту теплохода и на экскурсиях, проведение развлекательных мероприятий и проводы в последний день круиза. За эту нехитрую работу платили 400 р. в день, плюс чай, который, как и у официантов, является основной статьёй дохода. Старожилы ассоциировали размер чая с национальностью туристов: американцы оставляют больше всего, далее британцы и скандинавы, немцы обычно не слишком щедры на вознаграждение, а испанцы не оставляют почти ничего. Так это или нет, в конечном итоге, зависит от множества факторов. В том числе самой группы, их достатка, работы гида, насколько лично ты им симпатичен, отношения с турлидером группы и, в конечном итоге, расположения звёзд. Я работал с французами, бывало всякое, но в среднем ближе к немцам.
Нужно отметить, что финансовая составляющая была явно не в топе мотивационных факторов для большей части турбригады, хотя, определённо, была некоторым стимулом для работы. Большинство ребят были в самом начале своего карьерного пути, и воспринимали это не как работу, а как возможность для языковой практики, путешествий, социализации и новых впечатлений.
Маршрут пролегал по местам колоритным и живописным, в течение недели наш теплоход бросал якорь в таких гаванях русской культуры, как Санкт-Петербург, Мандроги, Углич, Ярославль, Кириллов, Кижи и Москва. Для нас, молодых выпускников, многие из которых приехали из сравнительно маленьких городов, это возможность посмотреть красоты культурного наследия европейской части страны и при этом заработать себе на сникерс.
Разумеется, вылазки на экскурсионные программы на местах стоянок занимали отнюдь не самую продолжительную часть круиза. В остальное время теплоход был в движении по величественной Волге, скользил по широким водам Онежского и Ладожского озёр или Рыбинскому водохранилищу, которое по размерам и высоте волн вполне готово потягаться с естественными озёрами.
Развлекательные мероприятия были важной частью корабельной жизни во время плавания. Чтобы гости смогли познакомиться с русской культурой, для них устраивались тематические вечера. Дегустация русской водки, приготовление блинов, музыкальная программа, мастер-классы по росписи матрёшек, лекции по истории и культуре и другие. За часть из них отвечали аниматоры и музыканты, но организацией многих мероприятий занимались бортовые гиды.
Эта работа не имеет ничего общего с работой в классическом понимании. Хотя программа круиза повторялась по маршруту, для нас это было постоянное движение. Скучной рутины и хандры никто не испытывал. Каждый день очень интенсивный и насыщенный, каждая группа разная, коллеги меняются - кто-то уезжает домой, на их место заступают новые ребята, бывает - переводят на другой теплоход и всё это невероятно увлекательно и интересно. Мы знакомились, отдыхали, работали, общались, рождались новые интересы и таланты. Перед проведением лекции по иконографии, мне пришлось погрузиться в тему, по долгу службы, изучить материал и историю иконописи. В целом, я безмерно рад, что у меня в жизни был такой необычный опыт, а теперь можно и в офисе посидеть.
Мой туристический сезон длился 2 года, с мая по сентябрь. Много это или мало? Не скажу, что я бы с такой же готовностью решился на такую активность в наши дни, да это и невозможно. Это время вызывает у меня сейчас самые тёплые воспоминания и я счастлив, что это было.