Давайте разберемся, из каких компонентов состоит успех ребенка?
Отечественные ученые выявили, что есть 3 группы универсальных способностей, которые на это влияют: регуляторные способности — саморегуляция, коммуникативные способности и познавательные способности. Именно эти способности определяют, будет ли потом человек инициативен.
Над остальными способностями надстраивается инициативность. Она является своеобразной верхушкой. Если хотя бы одна из трех базовых способностей даст сбой, то и с инициативностью у человека тоже впоследствии будут проблемы.
Расшифровка вот этого видео 👆
Коммуникативные способности
Состоят из 2 частей. В коммуникативных способностях есть представления:
- я и мы,
- я и группа.
Коммуникация — это то, что будет определять, насколько эффективно и успешно я могу понимать, что от меня хочет другой человек. Насколько эффективно и успешно я могу донести ему, о том, что я сам знаю.
На самом деле часто коммуникацию путают или сопоставляют с речью. Однако речь — это про другое; речь больше связана с мышлением и относится к познавательным способностям. Коммуникация — это про взаимодействие, про чувствование, про определение своего места либо с партнёром в паре, либо в коллективе.
Что нужно делать, чтобы у ребёнка были развиты коммуникативные способности?
Как ни странно, у ребенка действительно должен быть коллектив сверстников 😊. Но при этом взрослый должен прикладывать достаточное количество усилий для Того, чтобы обращать внимание детей друг на друга.
Например, когда ребенок подходит к взрослому и говорит:
— Анастасия Петровна а вы знаете, что Владик у меня игрушку отобрал!
И Анастасия Петровна, ну в нашем представлении, что делает? Она говорит:
— Владик, ну как ты нехорошо поступил. Ему неприятно, отдай ему машинку
И это всё-таки образ взрослого из солирующей педагогики*. В этом случае коммуникация не развивается.
Что нужно сделать, чтобы она развивалась? Взрослой может сказать ребёнку:
— Ты понимаешь, ему неприятно, что ты отобрал у него машинку, тебе неприятно?.. Да, неприятно. Попробуй, скажи ему об этом.
Это обращение ребёнка к ребёнку как раз способствует развитию коммуникативных навыков, когда дети обучаются видеть друг друга.
Иногда мы встречаем такие ситуации, в которых детям не разрешают конфликтовать. Ну, конфликты — это же как-то не очень хорошо. Непонятно в чём вообще это обернётся и можно ли будет управлять детьми в конфликтах. Тем самым мы лишаем детей дошкольного возраста очень-очень важной возможности: научиться решать конфликты.
Научиться решать конфликты, можно только находясь внутри конфликта. И это не значит, что взрослый должен отойти в сторону и сказать: «да делайте вы, что хотите, решайте вы уже свои конфликты сами!». Очень важно, чтобы взрослый давал инструменты решения этого конфликта. Чтобы он присутствовал при нем, обращал внимание детей на те правила, которые у них есть при взаимодействии друг с другом. Помогал им озвучивать чувства друг к другу. И конфликтов в такой группе будет становиться все меньше и меньше.
Такой парадокс. На самом деле, бесконфликтная группа — это та группа, где конфликты разрешены. Просто взрослый должен помогать детям их решать.
Коммуникативные способности в дальнейшем определят сонастройку ребенка не только со сверстниками, но и со многими значимыми для него взрослыми. Он научится предвидеть, предчувствовать то, что делает взрослый.
Поэтому эти способности входит в очень распространённые такие мягкие навыки — soft skills — являются одним из самых важных способностей, определяющих успешность.
Что мы делаем в RYBAKOV PLAYSCHOOL для того, чтобы развивались коммуникативные способности?
Ну, во-первых, мы очень много действий и обсуждений проводим в кругу. Ребенок слышит других, ребенок учится разговаривать при других. Учится доносить свое мнение и выражать себя для другого ребёнка. Когда он общается только со взрослым, взрослый изначально готовится понять ребёнка и способен его понять. А вот для того, чтобы объяснить сверстнику, нужны совершенно другие способности и другие возможности. Это очень важно!
Очень много видов деятельности проходит в парах. Дети делают какой-то проект или какое-то общее дело. Объединяются в пары или в маленькие подгруппы. Там коммуникация развивается особым образом, но тоже продвигает ребенка.
Что нужно делать родителю для того, чтобы развивались коммуникативные способности его ребенка?
В первую очередь не избегать конфликт. Бывает разное и на детской площадке конфликты случаются. Конечно, во время конфликта взрослый должен быть рядом со своим ребенком. Но только он не должен решать конфликт за него. Он должен дать ему инструменты, показать, как можно выразить свои чувства, как можно рассказать о том, что я хотел сделать, как можно выйти из этой ситуации так, чтобы дальше не произошла драка.
_______________________
Рассказала Вероника Кузьмина, тренер программы ПРОДЕТЕЙ, методолог детских садов RYBAKOV PLAYSCHOOL
Другие материалы про универсальные способности ребенка:
- Компоненты успеха ребенка. Часть 1: САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Лучшая ситуация развития для ребенка — это не очень умный взрослый. Рассказываем, как развить познавательные способности
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему детского развития!