Найти тему
Moustank

В парке Горького снова собрали военную технику (часть 1 – танки, САУ, тягачи)

Оглавление

Уже в 1941 году на набережной Москвы-реки появились первые армейские экспонаты – то была временная выставка, посвященная отражению налетов немецкой авиации на столицу СССР.

Показывали, например, сбитый двухмоторный бомбардировщик Ju-88 и обломки He-111, протараненного Виктором Талалихиным.

Акция оказалась успешной, и к 22 июня 1943-го по распоряжению Государственного комитета обороны в парке Горького обустроили постоянную экспозицию образцов трофейного вооружения.

На внушительной площадке в 11 гектаров разместили танки, самолеты, автомобили, артиллерию, инженерные средства. Причем с каждой новой успешной операцией Красной армии музейный фонд прирастал свежими машинами вроде «Королевского тигра». Лишь 1 октября 1948 года показ техники вермахта и люфтваффе свернули – к этому моменту число посетителей перевалило за 7,5 миллиона человек.

Современная выставка.
Современная выставка.

На День Победы традицию решили возродить. Правда, теперь на Пушкинской набережной стараниями Музея техники Вадима Задорожного временно (с 1 по 12 мая 2022 года) собрали не вражеское, а советское автобронетанковое вооружение эпохи Второй мировой. Выездную коллекцию составили аж три десятка образцов, поэтому репортаж с выставки разобью на три тематические части. В первой расскажу о танках, самоходках, гусеничных тягачах. Поехали!

-4

У подножия Крымского моста завлекает и встречает посетителей танк победы – Т-34-85. И пусть эту конкретную машину выпустили уже после войны, да к тому же в Чехословакии – не беда. Ведь для случайного прохожего возможность прикоснуться к, пожалуй, главному символу великой исторической даты важнее технических нюансов. Впрочем, в отличие от многочисленных памятников разной степени ухоженности, образец из собрания Задорожного на ходу и полностью комплектен – интересно обойти вокруг и рассмотреть экспонат в деталях.

Но долго не задерживайтесь – впереди много интересного. В частности, Т-34 с 76-мм орудием, восстановленный по образцу моделей 1942 года: уже с новыми люками механика-водителя и доступа к трансмиссии, но еще без поручней на башне. Кому как, а лично мне именно в таком варианте «тридцатьчетверка» особенно симпатична. В наши дни подобный вариант советского среднего танка встречается крайне редко, ведь как раз на Т-34-76 легла основная тяжесть боев начала и середины Великой Отечественной. Машины Сталинградского завода так вообще уходили в бой прямо из сборочного цеха – предприятие работало до последней возможности.

Рядом стоит построенная на базе «тридцатьчетверки» самоходная артиллерийская установка СУ-100. Цифра в индексе сообщает о калибре могущественного орудия Д-10С, весьма успешного в борьбе с немецкими тяжелыми танками: с километровой дистанции базовый бронебойный снаряд по нормали пробивал плиту толщиной 135 мм. Отличить «сотку» от очень похожей с виду САУ под названием СУ-85 легко по слегка выступающей из правого борта рубки командирской башенке.

Еще одна знаменитая самоходка – СУ-76М. «Рабочая лошадка» Красной армии, неизменно сопровождавшая советскую пехоту, начиная с середины Великой Отечественной. Машина получилась во многом противоречивой, зато установленная в открытой рубке трехдюймовка ЗИС-3 одинаково успешно справлялась и с живой силой, и с полевыми укреплениями, и с бронетехникой противника. До 1945 года сделали около 14 000 таких САУ: из бронетехники в Советском Союзе тогда интенсивнее собирали разве что танки Т-34.

Основой для СУ-76 послужил легкий танк Т-70 с 45-мм пушкой. Машина находилась в производстве всего полтора года, однако с 1942-го по 1943-й заводы успели выпустить порядка 8 000 единиц, что вывело скромную «семидесятку» в статус второго по массовости танка РККА периода Великой Отечественной. Подробно изучить Т-70 из коллекции Музея техники снаружи и внутри поможет мой обзор (кликайте по ссылке).

Предшественником Т-70 был другой легкий танк конструкции знаменитого инженера Николая Астрова – Т-60, вооруженный 20-мм автоматической пушкой. Недавно я опубликовал подробную статью о такой машине из собрания клуба «Капонир», но в музее Задорожного восстановили более ранний вариант – без защитного экрана башни и без глушителя.

Авторству Астрова принадлежат и малые плавающие танки предвоенного периода. Пусть на фоне остальных машин экспозиции выглядят они несколько несерьезно, зато с исторической точки зрения представляют огромную ценность. Ведь реставраторам удалось поставить на ход даже Т-37А, который производили в далеких 1933-1936 годах.

А еще при таком наглядном сравнении отчетливо видны особенности Т-38 выпуска 1936-1939 годов. При том же вооружении (единственный 7,62-мм пулемет ДТ в поворотной башне) плавающий танк следующего поколения получился устойчивее и незаметнее за счет серьезно измененной компоновки корпуса: машина стала существенно ниже и шире.

На временную выставку привезли сразу два исполнения самого массового советского танка предвоенного периода – Т-26. Огромный интерес представляет ранняя двухбашенная модификация этой машины, которую выпускали в 1931-1933 годах. Реставраторы подарили вторую жизнь чисто пулеметной версии, однако параллельно с ней в СССР делали вариант и со смешанным вооружением: 37-мм орудие плюс 7,62-мм ДТ.

Однобашенный Т-26 с 45-мм пушкой тоже примечателен. Музейщики постарались и нашли для него так называемые фары боевого света. А еще обратите внимание на корпус – свежая краска не в силах скрыть следы времени. Стальные листы, с которыми работали специалисты, взяты от погибших танков, обломки которых много лет пролежали в земле и потому изрядно изъедены коррозией.

В ряды советской техники затесался американский танк М3 «Стюарт». Но красные звезды на его бортах – не ошибка. Такие машины приходили в СССР по ленд-лизу в 1942-1943 годах и активно применялись на фронте. В частности, в боях на печально известном Ржевском выступе. Пояснительная табличка к экспонату сообщает, будто перед нами ранний вариант, однако частично сварной корпус и башня характерной подковообразной формы намекают на иное – такие «Стюарты» поступили в производство позже.

Американский М3 по меркам советских легких танков переросток, но еще сильнее размерами впечатляет стоящий по соседству дизельный трактор С-65 «Сталинец». Этих гигантов использовали в Красной армии для буксировки тяжелых орудий, после войны уцелевшие машины вернули в народное хозяйство. Выпуск модели продолжался с 1937 по 1941 годы, причем ранние образцы не имели кабины. Обратите внимание на резиновый коврик под тягачом – у винтажных агрегатов возможны протечки. Стыдиться здесь нечего, наоборот – еще одно доказательство, что машина сохранила возможность передвижения.

А вот пример легкого артиллерийского тягача, способного выполнять и другие функции. Проворный Т-20 «Комсомолец» с бронированной кабиной и пулеметным вооружением нередко применяли в качестве разведывательной танкетки. Производство гусеничного малыша начали в 1937-м, а свернули в 1941 году, поэтому восполнить огромные потери начального периода войны оказалось нечем: до наших дней сохранились единичные образцы.

Подписывайтесь на канал, продолжение следует!

ВИДЕОБОНУС: