Уже в 1941 году на набережной Москвы-реки появились первые армейские экспонаты – то была временная выставка, посвященная отражению налетов немецкой авиации на столицу СССР.
Показывали, например, сбитый двухмоторный бомбардировщик Ju-88 и обломки He-111, протараненного Виктором Талалихиным.
Акция оказалась успешной, и к 22 июня 1943-го по распоряжению Государственного комитета обороны в парке Горького обустроили постоянную экспозицию образцов трофейного вооружения.
На внушительной площадке в 11 гектаров разместили танки, самолеты, автомобили, артиллерию, инженерные средства. Причем с каждой новой успешной операцией Красной армии музейный фонд прирастал свежими машинами вроде «Королевского тигра». Лишь 1 октября 1948 года показ техники вермахта и люфтваффе свернули – к этому моменту число посетителей перевалило за 7,5 миллиона человек.
На День Победы традицию решили возродить. Правда, теперь на Пушкинской набережной стараниями Музея техники Вадима Задорожного временно (с 1 по 12 мая 2022 года) собрали не вражеское, а советское автобронетанковое вооружение эпохи Второй мировой. Выездную коллекцию составили аж три десятка образцов, поэтому репортаж с выставки разобью на три тематические части. В первой расскажу о танках, самоходках, гусеничных тягачах. Поехали!
У подножия Крымского моста завлекает и встречает посетителей танк победы – Т-34-85. И пусть эту конкретную машину выпустили уже после войны, да к тому же в Чехословакии – не беда. Ведь для случайного прохожего возможность прикоснуться к, пожалуй, главному символу великой исторической даты важнее технических нюансов. Впрочем, в отличие от многочисленных памятников разной степени ухоженности, образец из собрания Задорожного на ходу и полностью комплектен – интересно обойти вокруг и рассмотреть экспонат в деталях.
Но долго не задерживайтесь – впереди много интересного. В частности, Т-34 с 76-мм орудием, восстановленный по образцу моделей 1942 года: уже с новыми люками механика-водителя и доступа к трансмиссии, но еще без поручней на башне. Кому как, а лично мне именно в таком варианте «тридцатьчетверка» особенно симпатична. В наши дни подобный вариант советского среднего танка встречается крайне редко, ведь как раз на Т-34-76 легла основная тяжесть боев начала и середины Великой Отечественной. Машины Сталинградского завода так вообще уходили в бой прямо из сборочного цеха – предприятие работало до последней возможности.
Рядом стоит построенная на базе «тридцатьчетверки» самоходная артиллерийская установка СУ-100. Цифра в индексе сообщает о калибре могущественного орудия Д-10С, весьма успешного в борьбе с немецкими тяжелыми танками: с километровой дистанции базовый бронебойный снаряд по нормали пробивал плиту толщиной 135 мм. Отличить «сотку» от очень похожей с виду САУ под названием СУ-85 легко по слегка выступающей из правого борта рубки командирской башенке.
Еще одна знаменитая самоходка – СУ-76М. «Рабочая лошадка» Красной армии, неизменно сопровождавшая советскую пехоту, начиная с середины Великой Отечественной. Машина получилась во многом противоречивой, зато установленная в открытой рубке трехдюймовка ЗИС-3 одинаково успешно справлялась и с живой силой, и с полевыми укреплениями, и с бронетехникой противника. До 1945 года сделали около 14 000 таких САУ: из бронетехники в Советском Союзе тогда интенсивнее собирали разве что танки Т-34.
Основой для СУ-76 послужил легкий танк Т-70 с 45-мм пушкой. Машина находилась в производстве всего полтора года, однако с 1942-го по 1943-й заводы успели выпустить порядка 8 000 единиц, что вывело скромную «семидесятку» в статус второго по массовости танка РККА периода Великой Отечественной. Подробно изучить Т-70 из коллекции Музея техники снаружи и внутри поможет мой обзор (кликайте по ссылке).
Предшественником Т-70 был другой легкий танк конструкции знаменитого инженера Николая Астрова – Т-60, вооруженный 20-мм автоматической пушкой. Недавно я опубликовал подробную статью о такой машине из собрания клуба «Капонир», но в музее Задорожного восстановили более ранний вариант – без защитного экрана башни и без глушителя.
Авторству Астрова принадлежат и малые плавающие танки предвоенного периода. Пусть на фоне остальных машин экспозиции выглядят они несколько несерьезно, зато с исторической точки зрения представляют огромную ценность. Ведь реставраторам удалось поставить на ход даже Т-37А, который производили в далеких 1933-1936 годах.
А еще при таком наглядном сравнении отчетливо видны особенности Т-38 выпуска 1936-1939 годов. При том же вооружении (единственный 7,62-мм пулемет ДТ в поворотной башне) плавающий танк следующего поколения получился устойчивее и незаметнее за счет серьезно измененной компоновки корпуса: машина стала существенно ниже и шире.
На временную выставку привезли сразу два исполнения самого массового советского танка предвоенного периода – Т-26. Огромный интерес представляет ранняя двухбашенная модификация этой машины, которую выпускали в 1931-1933 годах. Реставраторы подарили вторую жизнь чисто пулеметной версии, однако параллельно с ней в СССР делали вариант и со смешанным вооружением: 37-мм орудие плюс 7,62-мм ДТ.
Однобашенный Т-26 с 45-мм пушкой тоже примечателен. Музейщики постарались и нашли для него так называемые фары боевого света. А еще обратите внимание на корпус – свежая краска не в силах скрыть следы времени. Стальные листы, с которыми работали специалисты, взяты от погибших танков, обломки которых много лет пролежали в земле и потому изрядно изъедены коррозией.
В ряды советской техники затесался американский танк М3 «Стюарт». Но красные звезды на его бортах – не ошибка. Такие машины приходили в СССР по ленд-лизу в 1942-1943 годах и активно применялись на фронте. В частности, в боях на печально известном Ржевском выступе. Пояснительная табличка к экспонату сообщает, будто перед нами ранний вариант, однако частично сварной корпус и башня характерной подковообразной формы намекают на иное – такие «Стюарты» поступили в производство позже.
Американский М3 по меркам советских легких танков переросток, но еще сильнее размерами впечатляет стоящий по соседству дизельный трактор С-65 «Сталинец». Этих гигантов использовали в Красной армии для буксировки тяжелых орудий, после войны уцелевшие машины вернули в народное хозяйство. Выпуск модели продолжался с 1937 по 1941 годы, причем ранние образцы не имели кабины. Обратите внимание на резиновый коврик под тягачом – у винтажных агрегатов возможны протечки. Стыдиться здесь нечего, наоборот – еще одно доказательство, что машина сохранила возможность передвижения.
А вот пример легкого артиллерийского тягача, способного выполнять и другие функции. Проворный Т-20 «Комсомолец» с бронированной кабиной и пулеметным вооружением нередко применяли в качестве разведывательной танкетки. Производство гусеничного малыша начали в 1937-м, а свернули в 1941 году, поэтому восполнить огромные потери начального периода войны оказалось нечем: до наших дней сохранились единичные образцы.