Найти в Дзене
Отрывки истории

Битва учебников

Оглавление
источник: jourcsu.ru
источник: jourcsu.ru

Речь пойдет о конкретном учебнике - "Истории России". С введением новый ФГОС, большое внимание стало уделяться вопросу патриотизма. Новые стандарты диктуют новые правила: системно-деятельностный подход, формирование функциональной грамотности, то есть способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также особое отношение стало к гражданско-патриотическому, трудовому, экологическому, физическому воспитанию и др.

Не спорю, написано очень красиво. Но с введением новых стандартов появляется другая проблема - это учебник, который должен соответствовать данным стандартам. Идея о создании единого учебника по истории берет свое начало с 2013 года. И вот на данный момент этих единых учебника аж три: "Просвещение", "Дрофа", "Русское слово". В данном случае я пользуюсь учебником от издательства "Просвещение". Начиная с 2016 года данное издательство выпускает учебник по новой линейной системе, то есть материал разбит так, что к 9 классу ребята заканчивают изучать историю России до Первой мировой войны. С одной стороны, изучаются более детально события определенных эпох, отдается должное внимание развитию культуры, быту населения и международным отношениям. Минус в том, что по окончанию 9 класса база знаний заканчивается первой русской революцией и реформами Столыпина.

Заметил и такую тенденцию, что каждый год учебники переиздаются и происходит несоответствие с параграфами. Начинаешь сравнивать: тут добавят, там убавят. Похожее наблюдается и с учебниками по обществознанию. В таких условиях учителю бывает сложно выстраивать урок и подгонять темы, так как в классах учебники разного года издания. Приходится приспосабливаться. Но вернемся к учебнику по истории России.

Новые стандарты подгоняют под данные издательства, которые выпускают "единый учебник". И вот тут, когда на вооружение принимают новые стандарты, снова будут выпускать новый учебник. На это нужны финансы, чтобы закупить новые партии. Но как известно, действует принцип крылатого выражения: "Денег нет, но вы держитесь!" Вот и приходится держаться, а именно подгонять новые стандарты под старые учебники. Министерство просвещения не перестает нас удивлять. Но мне кажется, как учителя вели все по-классике, так и продолжают вести, вставляя элементы приведенные из новых ФГОС.

Мои родители рассказывали, что когда они были школьниками, то учебник по истории был один и им пользовались на протяжении долгих лет и было все нормально. Тогда почему сейчас, когда выпускают новые учебники, а они яркие, красочные, с понятным текстом, то усвоение материала учениками остается на низком уровне, хотя учитель выкладывается на все 100 процентов? Проблема с учебниками остается острой проблемой, так как школы, особенно из провинциальных городов, не успевают за быстрым развитием событий в виду понятных причин.

Всеми нашумевшая история о выступлении министра просвещения Кравцова с его заявлением, что нужно вводить историю с начальной школы...По этому вопросу много было комментариев, добавлю лишь то, что историю в начальной школе итак изучают в рамках предмета "окружающего мира", там они знакомятся с яркими историческими событиями нашего государства, также воспитательный момент проводится во время внеурочной деятельности, где ученики посещают музеи, там им преподносят краеведческую ноту о истории малой родины, что тоже немаловажно. В новых учебниках отдается мало времени на изучение темы о Великой Отечественной войне. Просматривая примерную программу по истории, я увидел, что там отведено всего 4 часа!!! Помню, когда я учился, то на изучение Великой Отечественной войны учитель тратил около 10 часов, и то нам казалось мало, потому было очень интересно слушать и изучать данную тему.

Читатель, если у вас ребенок учится в 10 - 11 классе, то обращали ли вы внимание на учебник? Там темы дублируются друг за другом. С учителями по истории мы пришли в удивление, посчитали, что в 11 классе на данные темы нужно уделить более глубокое изучение. Но каков будет результат? Остается догадываться.

У меня остается только лишь один вопрос: "Будет ли создан ОДИН учебник по истории России, по которому будет удобно всем заниматься?"

P.S.: однажды для сравнения я взял учебник по истории России за 6 класс 2001 года и современный учебник истории России 6 кл. под редакцией Торкунова от издательства "Просвещения" за 2019 год. Разница небольшая. Там и там события не поменялись, даже некоторые выдержки текста совпадали. В новом только более детально расписали про культуру, жизнь и быт народов Древней Руси, плюс работа для самостоятельного изучения материала, ведь не все учитель должен рассказывать, ученик тоже должен сам правильно учиться находить информацию. Только поможет ли это ученику? В этом я сильно сомневаюсь.

Спасибо за прочтения и просмотры!

#образование в россии #школа и дети #политика и общество #просвещение #министерство образования #министерство просвещения #история #общество и политика