Найти в Дзене
Russos

Экскурсия в трамвайное депо имени Русакова

Я неоднократно был в электродепо метрополитена, а вот в трамвайном депо как-то не довелось. Вчера я это исправил и посетил трамвайное депо имени Русакова. Большое спасибо совместному проекту Московского метрополитена и Музея Москвы — «Метротур» за такую возможность. Отдельное спасибо Центру профориентации Московского транспорта! Это была первая (поправили — не первая) экскурсия в трамвайное депо. В дальнейшем такие экскурсии в разные депо будут проводится раз в месяц. Уже сейчас вы можете купить билеты в Краснопресненское трамвайное депо. Экскурсия пройдет 20 мая. Или в электродепо метрополитена, если вы там еще не были. Строительство Ново-Сокольнического трамвайного парка началось в 1910 году. Строительство осуществлялось по типовому для того времени проекту, который включал: производственный корпус, состоящий из нескольких сараев, в котором располагалось 20 смотровых канав и другие производственные помещения; дом администрации и трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным

Я неоднократно был в электродепо метрополитена, а вот в трамвайном депо как-то не довелось. Вчера я это исправил и посетил трамвайное депо имени Русакова.

Большое спасибо совместному проекту Московского метрополитена и Музея Москвы — «Метротур» за такую возможность. Отдельное спасибо Центру профориентации Московского транспорта!

Это была первая (поправили — не первая) экскурсия в трамвайное депо. В дальнейшем такие экскурсии в разные депо будут проводится раз в месяц. Уже сейчас вы можете купить билеты в Краснопресненское трамвайное депо. Экскурсия пройдет 20 мая. Или в электродепо метрополитена, если вы там еще не были.

Строительство Ново-Сокольнического трамвайного парка началось в 1910 году. Строительство осуществлялось по типовому для того времени проекту, который включал: производственный корпус, состоящий из нескольких сараев, в котором располагалось 20 смотровых канав и другие производственные помещения; дом администрации и трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Ново-Сокольнический парк был рассчитан на эксплуатацию 160 трамвайных вагонов.

 Открытие парка состоялось 16 октября 1912 года.
Открытие парка состоялось 16 октября 1912 года.
Вагонные сараи в 1913 году.
Вагонные сараи в 1913 году.
Депо названо в память видного участника революционного движения Ивана Васильевича Русакова.
Депо названо в память видного участника революционного движения Ивана Васильевича Русакова.

Иван Васильевич — русский врач-педиатр, видный участник революционного движения в России, участник Декабрьского восстания в Москве 1905 года. По инициативе Русакова в Сокольническом районе была организована охрана Сокольнического парка, создана первая лесная школа и станция любителей природы, первый детский сад.

Когда в 1921 году вспыхнул мятеж в Кронштадте против Советской власти, партия послала лучших своих сынов для усмирения мятежников. В их рядах был и Русаков — комиссар военно-морского госпиталя. 18 марта 1921 года он пал смертью храбрых — контрреволюционеры захватили его и расстреляли.

Похоронен в Москве на Красной площади. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

За свою более чем столетнюю историю в депо несколько раз менялась схема организации въезда и выезда.
За свою более чем столетнюю историю в депо несколько раз менялась схема организации въезда и выезда.
Сохранился фрагмент въездных ворот в депо, которые были в 1912 году.
Сохранился фрагмент въездных ворот в депо, которые были в 1912 году.

К началу Великой Отечественной войны депо становится самым большим трамвайным предприятием СССР, в нем эксплуатируется 431 пассажирских вагона, вагоны депо перевозят ежедневно более 800 тыс. пассажиров по 20 трамвайным маршрутам.

В 1941 году многие  работники депо ушли на защиту Отчизны от немецких захватчиков. В это же  время в цехах депо выполнялись задания по производству некоторых видов  военной продукции. Работники депо участвовали в сооружении оборонных  рубежей столицы.
В 1941 году многие работники депо ушли на защиту Отчизны от немецких захватчиков. В это же время в цехах депо выполнялись задания по производству некоторых видов военной продукции. Работники депо участвовали в сооружении оборонных рубежей столицы.
Административный корпус депо. Построен в 1912 году как трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Вид со стороны парка.
Административный корпус депо. Построен в 1912 году как трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Вид со стороны парка.
Жилой дом для работников депо в 1914 году. Вид со стороны набережной.
Жилой дом для работников депо в 1914 году. Вид со стороны набережной.
На административном корпусе установлен памятный фонарь.
На административном корпусе установлен памятный фонарь.
А так выглядела река Яуза и административный корпус в 1941 году. По набережной едет какой-то служебный вагон. Обратите внимание, какой бардак вокруг. И как сейчас там красиво и благоустроено.
А так выглядела река Яуза и административный корпус в 1941 году. По набережной едет какой-то служебный вагон. Обратите внимание, какой бардак вокруг. И как сейчас там красиво и благоустроено.
Набережная реки Яузы до реконструкции. Москва. Начало 1950-х годов.
Набережная реки Яузы до реконструкции. Москва. Начало 1950-х годов.
На территории находится много чего интересного. Например, служебный вагон № 0530 БУКСИР. Это модель 71-608КМ Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова.
На территории находится много чего интересного. Например, служебный вагон № 0530 БУКСИР. Это модель 71-608КМ Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова.

Интересная особенность депо имени Русакова заключалась в том, что оно обслуживала все типы трамваев, когда-либо эксплуатировавшихся в Москве (за исключением несерийных и экспериментальных моделей).

К современным вагонам мы еще вернемся, а пока посмотрим на музейные экспонаты. Например, на РВЗ-6. Модель выпускалась с 1960 года аж до 1987 года! Целых 27 лет. наш музейный вагон № 222 был выпущен в 1965 году. Вагон на ходу и вы можете его увидеть на Московском параде трамваев.
К современным вагонам мы еще вернемся, а пока посмотрим на музейные экспонаты. Например, на РВЗ-6. Модель выпускалась с 1960 года аж до 1987 года! Целых 27 лет. наш музейный вагон № 222 был выпущен в 1965 году. Вагон на ходу и вы можете его увидеть на Московском параде трамваев.
Внутри находится такой билетно-кассовый аппарат.  Винтаж!
Внутри находится такой билетно-кассовый аппарат. Винтаж!
Рядом с РВЗ-6 стоит реплика вагона модели С № 4360. Построена в 2019 году.
Рядом с РВЗ-6 стоит реплика вагона модели С № 4360. Построена в 2019 году.
В кабине моторного вагона БФ № 932 полный аскетизм. Вагоновожатый, кстати, работал стоя. Обратите внимание, что из показометров есть только два манометра. Вагоновожатый не знал напряжение в контактной сети — он мог установить только факт его наличия по работе вагона.
В кабине моторного вагона БФ № 932 полный аскетизм. Вагоновожатый, кстати, работал стоя. Обратите внимание, что из показометров есть только два манометра. Вагоновожатый не знал напряжение в контактной сети — он мог установить только факт его наличия по работе вагона.
Салон вагона БФ № 932. Рифленый пол  сделан не просто так.  Грязь и мокрый снег оставались внизу желобов и стекали вниз, оставляя обувь пассажиров в сухости.
Салон вагона БФ № 932. Рифленый пол сделан не просто так. Грязь и мокрый снег оставались внизу желобов и стекали вниз, оставляя обувь пассажиров в сухости.
Слева вагон типа Ф № 3075. Служебный вагон — вышка контактной сети. Справа — конка.
Слева вагон типа Ф № 3075. Служебный вагон — вышка контактной сети. Справа — конка.
В Москве был очень сильно развит парк грузовых трамваев. Например, ими вывозили грунт со строительства первых очередей Московского метрополитена.
В Москве был очень сильно развит парк грузовых трамваев. Например, ими вывозили грунт со строительства первых очередей Московского метрополитена.
Погрузка грунта на грузовой вагон. Строительство первой очереди Московского метрополитена. Трамвай тогда был основным средством вывоза грунта, так как грузоподъемность грузовых автомобилей была очень маленькая.
Погрузка грунта на грузовой вагон. Строительство первой очереди Московского метрополитена. Трамвай тогда был основным средством вывоза грунта, так как грузоподъемность грузовых автомобилей была очень маленькая.
Вид из купола для осмотра контактной сети.
Вид из купола для осмотра контактной сети.
Вагон конки. За ним виднеется Татра Т-3 первой серии.
Вагон конки. За ним виднеется Татра Т-3 первой серии.
Салон конки.
Салон конки.

Вы не поверите, но с конкой существует легенда альтернативных историков, а попросту говоря дебилов, которые утверждают, что электричество использовалось человечеством сильно раньше чем нам об этом заявляет официальная история. И конка является доказательством этого! Мол после ядерной войны 1812 года (прилете инопланетян или другого глобального катаклизма) человечество потеряло возможность использовать электричество. А вагоны с рельсами остались! Вот и запрягли в них лошадей...

ДБ!
ДБ!

Ну, дебилам сложно что либо объяснить, поэтому просто примем как факт, что существует такая вот байка.

Салон Tatra T3SU выпуска 1971 года. Вагон еще двухдверный.  Потом, для более лучшего распределения пассажиров по салону, поставили среднюю дверь.
Салон Tatra T3SU выпуска 1971 года. Вагон еще двухдверный. Потом, для более лучшего распределения пассажиров по салону, поставили среднюю дверь.
Очень приятная кабина Татры. Уже с педалями.
Очень приятная кабина Татры. Уже с педалями.
Рельсошлифовальный вагон РШМв-1 №0526 на базе вагона 71-605 (или КТМ-5). Всего выпущено 11 экземпляров.
Рельсошлифовальный вагон РШМв-1 №0526 на базе вагона 71-605 (или КТМ-5). Всего выпущено 11 экземпляров.
«Витязь–М» — сочленённый трёхсекционный шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола. Один из самый современных трамвайных вагонов в Москве.
«Витязь–М» — сочленённый трёхсекционный шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола. Один из самый современных трамвайных вагонов в Москве.

В апреле 2019 года депо начало переходить на новый тип подвижного состава. В октябре 2020 года в депо прибыл последний из 120 вагонов.

Депо действует — поэтому там идет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Депо действует — поэтому там идет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
«Витяз–М» и КТМ-5.
«Витяз–М» и КТМ-5.
Можно было перевести стрелку ломиком. Интересно, что все стрелки на территории депо ручные.
Можно было перевести стрелку ломиком. Интересно, что все стрелки на территории депо ручные.
Снегоочиститель. Ждет следующей зимы.
Снегоочиститель. Ждет следующей зимы.
Два Витязя. Между ними Татра Т3 — тягач желобоочистительной тележки.
Два Витязя. Между ними Татра Т3 — тягач желобоочистительной тележки.
Желобоочистительная тележка.
Желобоочистительная тележка.
Музейный Tatra T7B5 № 7001. Обратите внимание на «будку» марштутоуказателя.
Музейный Tatra T7B5 № 7001. Обратите внимание на «будку» марштутоуказателя.
Экскурсию по депо вел Дмитрий Аксенов, главный специалист Центра профориентации.
Экскурсию по депо вел Дмитрий Аксенов, главный специалист Центра профориентации.
Помогала ему прекрасная Анастасия.
Помогала ему прекрасная Анастасия.

Друзья, записываемся на экскурсии «Метротура»! Вы сможете посетить электродепо Московского метрополитена, а теперь еще и трамвайные парки нашего города.