Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».

Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далеким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

В прошлой статье мы писали о живописной технике гризайль, с помощью которой художники имитировали скульптурный декор. Сегодня мы хотим рассказать об еще одной обманке, которая встречается в интерьерах Зимнего дворца – это перспективная живопись на потолках.

В декоративном искусстве перспективная живопись – это живопись, которая иллюзионистически расширяет реальное архитектурное пространство.

В России перспективные росписи получили широкое распространение в XVIII столетии, моду на них связывают со стилем барокко, для которого характерно стремление к пышности и пространственному размаху. Пожалуй, лучшим примером барочного интерьера в Зимнем дворце можно считать Парадную или Иорданскую лестницу.

Парадная лестница Зимнего дворца. Современное фото С. Рагиной
Парадная лестница Зимнего дворца. Современное фото С. Рагиной

Создатель интерьера лестницы – Бартоломео Растрелли (1697-1771). Стоит отметить, что современный посетитель видит не первоначальный облик этого пространства, а восстановленный после пожара 1837 года, который практически уничтожил Зимний дворец.

Парадную лестницу возродил Василий Петрович Стасов (1769-1848). Он сохранил общий замысел предшественника, но взамен утраченного живописного плафона, украшавшего потолок, Стасову пришлось выбрать из кладовых Эрмитажа новый плафон. Выбор архитектора пал на «Олимп» венецианского художника Гаспаро Дициани. Новый плафон оказался несколько меньше старого, поэтому оставшееся пространство заполнили живописью. Обрамляющие плафон перспективные изображения устремленных ввысь колонн, балконов и тумб с цветами «создают» еще один ярус стен и зрительно увеличивают высоту зала.

Роспись потолка Парадной лестницы Зимнего дворца. Современное фото С. Рагиной
Роспись потолка Парадной лестницы Зимнего дворца. Современное фото С. Рагиной

Еще один пример подобной пространственной иллюзии можно увидеть в Предцерковном зале Зимнего дворца. Этот интерьер также восстановлен после пожара В. П. Стасовым, который максимально приблизил новый декор к изначальному, разработанному Б. Растрелли. Роспись плафона в виде перспективной балюстрады, будто продолжающей стены зала, и облачного неба с парящими херувимами осуществил художник Александр Иванович Соловьев (?-1857).

Предцерковный зал. Акварель К. А. Ухтомского, 1863 год
Предцерковный зал. Акварель К. А. Ухтомского, 1863 год

Иллюзорное пространство производит эффект прорыва реального интерьера в бесконечность, а изображенная на плафоне балюстрада служит элементом, отделяющим реальное пространство от иллюзорного.

Принято считать, что первые подобные пространственные иллюзии в интерьере были созданы в Древнем Риме. Украшая виллы росписью, художники создавали на стенах иллюзорные пространства. Этот стиль в историографии называется вторым помпеянским или архитектурно-перспективным. Он датируется приблизительно 80-15 гг. до н. э.

Следующий расцвет искусство пространственных иллюзий переживает в эпоху Возрождения. Это связано не только с почтительным отношением к античности, но и с новыми изучениями законов перспективы. Оценить реалистичность иллюзий, созданных художниками Возрождения, можно в Лоджиях Рафаэля в Большом Эрмитаже.

Лоджии Рафаэля. Акварель К. А. Ухтомского, 1860 год
Лоджии Рафаэля. Акварель К. А. Ухтомского, 1860 год

Копии известных росписей, созданных одним из величайших художников эпохи Возрождения Рафаэлем Санти (1483-1520) в Ватиканском дворце, были заказаны императрицей Екатериной II. Их выполнили русские художники под руководством Христофора Унтерберга (1732-1798). На некоторых плафонах из Лоджий Рафаэля можно увидеть изображения неба и уходящих ввысь колонн. Изменяя пропорции этих колонн по мере их удаления от зрителя художник смог превратить потолок в огромное, открывающееся в небо пространство.

Лождии Рафаэля. Современное фото С. Рагиной
Лождии Рафаэля. Современное фото С. Рагиной

Подобные пространственные обманки можно увидеть во многих дворцах, соборах, усадьбах. Где вам встречались подобные иллюзии и какие произвели самое сильное впечатление?