Найти в Дзене

ПЕРВАЯ КНИГА О РУССКОМ РОКЕ

Немного поменяв полюса в известной фразе, можно с уверенностью сказать, что все, что имеет свой конец, когда-то имело свое начало. Можно много спорить о том, умер ли русский рок окончательно или у него просто непрекращающаяся агония. Про историю советского рока сегодня написаны сотни книг, но все они представляют собой уже ретроспективный взгляд. А вот непосредственно в СССР вышло только одно официальное издание, в котором делалась попытка разобраться в этом популярном явлении, дать ему оценку и показать возможные пути дальнейшего развития. Книга называется «Рок в нескольких лицах». Автор – журналист Евгений Федоров. Предисловие от композитора Юрия Саульского. Вышла она в 1989 г., хотя все опубликованные в ней интервью были взяты в 1987 г. и сам автор в тексте признает, что многое из сказанного музыкантами уже устарело. Но такой в то время был бешеный темп жизни не только у рок-музыки, но и у всей страны.

Первая книга о советской рок-музыке
Первая книга о советской рок-музыке

Конечно, можно спросить: «Ну что интересного может быть в книге 35-летней давности?» Но, если разобраться, это тот самый взгляд назад, что открывает в будущее глаза (про Константина Никольского и «Воскресенье» в этой книге, к сожалению, ни слова), показывающий стоящие нерешенные проблемы. И потому заслуживающий знакомства с этим произведением.

Рок-н-ролл давай!
Рок-н-ролл давай!

Например, в главе про не распавшийся даже в первый раз «Секрет». Коллектив еще на пике своей активности, творческих планов множество. Они ощущают себя не просто группой, а единой семьей. И Максим Леонидов безапелляционно заявляет: «Если нам надоест когда-нибудь играть на электрогитарах, то мы уйдем со сцены и устроимся работать одной бригадой. Нам даже не столько важно, что делать, сколько быть вместе. Это – главное…» Вот такой наивный максимализм, который очень скоро разобьётся о суровую реальность.

Это всё - "Секрет"!
Это всё - "Секрет"!

Именно в этом и значимость данного исследования. В нем дан определенный временной срез, описывающий группы, которые считались роком именно в тот период, но сегодня ассоциирующиеся совсем с другой музыкой. Кому сейчас придет в голову назвать рок-музыкантами Владимира Кузьмина и Криса Кельми? А в книге их группы «Динамик» и «Рок-ателье» отнесены именно к таким. Тоже можно сказать и о композиторе Юрие Чернавском. Или сейчас уже все понимают, что группа Стаса Намина и «Земляне» нужны были исключительно для того, что бы официально демонстрироваться и говорить, что рок-музыка в стране есть. Но, тем не менее, их мнения и оценки текущей ситуации и дальнейших перспектив, данных в книге, вызывают интерес.

Главный советский телевизионный рок-музыкант Владимир Кузьмин
Главный советский телевизионный рок-музыкант Владимир Кузьмин

Автор уделил должное внимание и тем, кого к тому моменту, было признано считать корифеями жанра. Довольно интересно читать про Александра Градского как активно развивающегося рок-музыканта. Как он создавал свою первую группу «Тараканы» (одноименная отечественная панк группа на момент выхода книги ещё даже не появилась), а затем искал новые пути уже в составе группы «Скоморохи». Сейчас мы его знаем в большей степени как эстрадного певца с неимоверным диапазоном голоса и его рок-н-ролльные корни уже серьезно подзабыты. А со страниц этой книги мы читаем биографию вполне перспективного рок-исполнителя, призванного внести серьезный вклад в это направление музыки.

Александр Градский
Александр Градский

Помимо него в числе рок-«долгожителей» оказались Алексей Козлов и группа «Арсенал» и «Машина времени» во главе с Андреем Макаревичем (в сентябре 2022 г. признан иностранным агентом, закон требует про это указать). Несмотря на то, что оба коллектива находились в стадии творческого поиска (Козлов в непрекращающихся экспериментах на стыке джаза с другими направлениями в музыке, а Макаревич уже делал первые шаги ухода в авторскую песню) именно рассказы о них служат лейтмотивом для поднятия довольно сложных и противоречивых тем.

Еще кудрявый Андрей Макаревич
Еще кудрявый Андрей Макаревич

Вот лишь один пример из книги:

-7

И да простят меня за столь громоздкую цитату, но я привел ее для того, что бы было ясно, что в отечественной рок-музыке есть вещи, которые могли меняться, а какие-то, к сожалению, даже спустя более 35 лет до сих пор присутствуют.

Как уже можно понять, подавляющее внимание Евгений Федоров уделяет официальным, так называемым «профессиональным», рок-группам. Правда, о некоторые из тех, с кем сегодня ассоциируют пик эпохи отечественного рока («Зоопарк», ДДТ, «Телевизор» - автор признается, что написал бы про них в следующей книге, но ее так и не последовало) упоминает в главе про Подольский рок-фестиваль, прошедшем в 1987 году. Сам фестиваль в тот момент в прессе остался незамеченным, но зато сегодня о нем пишут, как о значимой вехе в истории отечественной рок-музыке.

Подольский рок-фестиваль
Подольский рок-фестиваль

Тем не менее, некоторым представителям «самодеятельности» в книге так же уделено внимание. И, что примечательно, сейчас они не просто известнее «профессиональнов», но, пусть и в трансформировавшемся виде, продолжают активно выступать, писать новые песни, собирать полные залы и имеют тысячи преданных поклонников.

К таковым относится оркестр (именно так он представлен в книге) «Бригада С». Его руководитель Игорь Сукачев в своем интервью емко говорит о том, что нужно рок-группе что бы добиться успеха: «первое – нормальные творческие условия, второе – нормальная техническая база и третье – огромное желание работать». Но вот только, как мы знаем, весь творческий потенциал музыканты группы смогли реализовать уже разойдясь в отдельные коллективы.

Полный состав "Бригады С" не уместить на одном фото
Полный состав "Бригады С" не уместить на одном фото

Или глава про группу «Браво», которая только делает свои первые шаги на эстраде. Потому еще сложно определяются в какую музыкальную сторону им идти. Рассуждая о ретро-стиле и новой волне, музыканты на ощупь идут к успеху. Жанна Агузарова в качестве солистки названа самой перспективной на рок-сцене. Учитывая, что только она представляет в книге отечественных рок-исполнительниц, в это бесспорно хочется верить. Но, жизнь показала, что очень скоро творческие пути Жанны и музыкантов «Браво», разойдутся и у них будет отдельные истории.

"Браво" еще с Жанной Агузаровой
"Браво" еще с Жанной Агузаровой

Пожалуй, с наибольшей любовью автор говорит о группе «Наутилус Помпилиус», чья популярность в тот момент действительно достигла апогея. В описываемый период у группы действительно были все слагаемые успеха: безупречный внешний имидж, песни в которых сочеталась поэзия и музыкальное оформление, запоминающаяся ритмика. Использование, с одной стороны, богатого опыта предшественников, а с другой, обращение к глобальным темам, делает группу, по мнению, автора чем-то уникальным и непревзойденным. Но буквально в каждом абзаце Евгений Федоров выражает опасения: смогут ли музыканты и дальше удержать заданный темп, не свернут ли они с избранной дороги, выдержат ли бремя славы? Как известно, еще до выхода книги группа распадется в первый раз, а когда спустя год соберется снова, то будет играть уже совсем другую музыку.

Брутальные уральские рокеры
Брутальные уральские рокеры

Конечно, книга про советскую рок-музыку конца 1980-х годов не была бы полноценной, если бы в нем не было упомянут такой жанр как хэви-металл. Евгений Федоров, естественно, не обошел его вниманием и рассказал о четырех ансамблях. Группу «Автограф» сегодня, наверное, помнят лишь совсем упертые ценители. Потому удивительно читать о том, что именно она на протяжении второй половины 1980-х представляла отечественную рок-сцену на многочисленных зарубежных фестивалях (включая легендарный «Life Aid» в 1985 г.) и активно гастролировала за границей. В главе про группу «Круиз» остро ставится вопрос о том, как коллективу приходится гастролировать, не имея при этом ни одной профессиональной пластинки. «Черный кофе» - это, бесспорно, корифеи жанра. Автор отмечает их особую мелодику и стиль, но именно на их примере показывает, что данный жанр умирает. Да и сложно было ожидать, что-то эффективное от такого наскоро появившегося явления. А уж группе «Ария» автор выносит и вовсе безапелляционный вердикт: «это мертворожденный ребенок. У такой группы не может быть будущего. Во всяком случае, светлого». Заметьте, написано в 1986 г., а как точно.

"Автограф", более известные за рубежом, чем на Родине
"Автограф", более известные за рубежом, чем на Родине

В завершении приведу слова самого Евгения Федорова: «Каждый творец имеет право на свою позицию в отношении любого явления действительности и может использовать любой лексикон, но цель должна оправдывать средства». Думаю, что для 1989 г. книга «Рок в нескольких лицах» поставленную перед ней цель оправдала. А сейчас, это прекрасный документ (может быть не везде объективный и не лишенный ненужного пафоса), точно показывающий состояние советской рок-музыки накануне того времени, когда музыкантом придется вступать в новую эпоху истории родной страны и, соответственно, совсем по другому расставлять свои приоритеты.