Найти тему

Древний Египет: птица души моей, скарабей моего сердца

Оглавление

Древние египтяне оставили нам весьма развитое учение о частях человеческой психики. Душа-птица, душа-скарабей — все это части одного целого. Если попытаться объяснить это разделение с позиции аналитической психологии, как это делает Дарья Тоцкая, можно стать свидетелем рождения новых любопытных теорий.

-2

Концепция нецельности человеческой психики — это важнейшая веха духовных древнеегипетских практик. На этом пути древние египтяне зашли так далеко, что, вероятно, можно говорить о многовековых изысканиях в потоке бессознательного несколькими поколениями жрецов. Впрочем, имея некий образ и принимая некую ситуацию за исходную точку можно разрабатывать это направление и сегодня. Итак, все началось с трех частей человеческой психики, как в это верили древние египтяне и как это записано в «Книге мертвых»: ка — это призрак, ба — это чувственная душа, шуит — это тень. Остальное — лишь современные домыслы и догадки, результат анализа, попытка расшифровать составляющие.

Ка

Известно трепетное отношение древних египтян к сердцу в контексте духовной жизни. Сердце называлось «матерью», его считали сосредоточением совести (эмпатии?), с сердцем отождествляли ка — духов-двойников человека. Правильнее даже называть их не духами, а, вероятно, слепками с человека, призраками – которые после смерти человека могли блуждать по земле, питаться подношениями и обитать в своем святилище (у зажиточных древних египтян).

Душа-ба и скарабей // Формаслов
Душа-ба и скарабей // Формаслов

Да, безусловно, мы имеем дело не с самим духом, воссоединившимся с потоком бессознательного в посмертии, а с некими слепками с духа конкретного человека, который может являться людям, ожидающим его увидеть, знающим его. То есть некая проекция с индивидуальными чертами человека появляется только благодаря психической деятельности другого, еще живого индивидуума, знающего особенные черты умершего. Возможно, ка служит демонстрацией принципа, что в бессознательном все объединено — некими хаотичными, на первый взгляд, сюжетами. Физическая смерть тела не способна оборвать эти связи, и поэтому в момент смерти возникает ка как некая замена ушедшему в посмертие духу — замена в мире живых и для связей с живыми, которые в ней нуждаются. Ка ассоциируется с Великой Матерью в том аспекте, что само по себе явление духа-слепка живому человеку производится через поток бессознательного, то есть идет от образа Великой Матери. Подтвержден этот принцип и у древних египтян: у богов могло быть множество ка, то есть множество слепков, в которых нуждались разные живые люди. Таким образом, ка — это все же производное психики живого, проявляющееся через бессознательное в качестве мысли об уже почившем. Но не сам дух умершего.

Тень-шуит

Достаточно ясна функция «тени» — шуит. Это отвергнутая, отторгнутая часть человеческой психики (души), которая погружена за ненадобностью в бессознательное. Конечно, она важна, но психика конкретного человека зачастую не понимает этого. Шуит — это свидетельство изначального личностного раскола. У целой души нет шуит, у нецельной души шуит — это ее отторгнутая часть.

Скарабей отождествлялся с сердцем // Формаслов
Скарабей отождествлялся с сердцем // Формаслов

Шуит может осознаваться человеком при жизни. Есть человек не сделает этого, вероятно, дух не будет удовлетворен и может как-то не так, как ожидалось, повести себя в посмертии, кроме того, возможно, психика, недостаточно хорошо осознавшая свою шуит, причиняет и при жизни, и некоторое время в посмертии неудобства духу. В целом важно, что дискомфорт духа идет из взаимоотношений с шуит своей же души. Не стоит путать шуит с эго, кстати. Так как шуит —неосознаваемая часть души, а не духа, то шуит смертна. Если же шуит осознается человеком, то она перестает существовать — просто поглощается душой еще при жизни.

Шуит — это материал для поглощения душой. В некоем смысле даже просто проекция ее теневой части, нечто вроде затемненного кусочка луны в определенную фазу. Задача души – еще при жизни устроить себе «полнолуние». Для чего? Вероятно, дух и осознающая бытие душа могут быть разделены в посмертии. Но ни духу, ни душе это не нужно — только вместе они «осознающее и сильное целое». Дух черпает энергию бессознательного и обладает способностями к изменению своей формы, дает энергию душе. Душа являет собой инструмент чувствования, который необходим духу в бессознательном. При этом даже древние египтяне осознавали, что в посмертии душа погружается как бы в спящее состояние. Это та самая душа-ба у египтян, чувственно-эмоциональная, поэтическая и изображаемая с крыльями.

Статуя ка фараона Авибры-Хора // Формаслов
Статуя ка фараона Авибры-Хора // Формаслов

Именно по их представлениям после смерти она спит. Ба напрямую с шуит древние египтяне не сцепляли. Мы находим записи, как сделать душу совершенной и позволить ей ходить везде — это, наверное, и есть в представлении древних египтян гармоничный союз осознанной ба, пожравшей свою шуит, и духа. Вместо троих должны остаться двое, иначе весь союз обречен на распад в посмертии и дисгармоничное бытие при жизни.
Итак, нет осознания своей шуит — нет гармонии, и духу больше не имеет смысла в посмертии цепляться за такую неосознанную ба. Возможно, поэтому некоторыми суицид ощущается как выход, но на самом деле выходом он не является — это способ быстро «разобрать» свою психику смертью, разделив ба с шуит. Но дух, лишенный ба, как мы помним, не получает возможности стать «совершенным» в потоке бессознательного.

Раскол души и шизофрения

В отличие от некоторых восточных культов, древнеегипетский культ не фиксируется на том, что у некоторых людей нет души, то есть чувственного разума в нашем понимании. Возможно, стоит говорить о том, что у некоторых людей эта область психики крайне мала. Либо от рождения, либо в ходе какого-либо личностного раскола. Формально душа умеет самовосстанавливаться, сращивая себя воедино после горестных ранений. Какие-то ее части могут переходить в шуит — падать на дно бессознательного, переставая быть желанными и осознаваемыми. Но что если столь большая масса души может быть отколота, что душа уже не сможет восстановить свою целостность? Тут можно предположить, что страсть (сила духа) у больного шизофренией оказывается нежеланной, вызывает страх, и поэтому акт воссоединения души не может свершиться.

Либидо — это одна из сторон страсти, вот почему либидо имеет такое большое значение в изучении отклонений психики. При шизофрении чаще всего наблюдается угасание либидо либо оно находится «на службе» у каких-либо идей-фиксаций: родить ребенка во что бы то ни стало, к примеру. Либидо ради либидо как будто не существует. Стоит обратить внимание на снижение частоты проявления шизофрении в возрасте угасания либидо и, наоборот, увеличение вероятности заболевания в возрасте развития либидо (15 лет). То есть осознание либидо и страсти в целом являются важнейшими вехами, помогающими восстановлению души. Осознанная страсть — это и есть та сила, которая позволяет прорастать новым идеям и сращивает расколотую душу (разумеется, если психика допускает подобное ее использование). Фиксация на необходимости рождения ребенка, кстати, может быть отражением необходимости души к восстановлению как новому рождению себя, не допускаемому поврежденной психикой.

Скульптура ба // Формаслов
Скульптура ба // Формаслов

Итак, например, при шизофрении, некая масса души может быть столь мала, что она не в состоянии осуществлять осознание окружающей среды-бытия, не в состоянии выстраивать бытийные связи между предметами и осознавать бытийную оболочку людей, животных и предметов. Также теряется осознание линейного течения времени. Вот почему при повреждениях души психике сложно выстраивать линейное течение событий от прошлого в будущее.

У такой изувеченной психики остается только дух, некий почти не функционирующий клочок души и шуит. Духу нет надобности осознавать бытие и выстраивать линейную цепочку времени. Шуит стремится погрузить все в пучину страхов. В результате вместо внятного осознания бытия мы имеем две структуры, имеющие прямую связь с бессознательным и погруженные в него. Вместо осознания бытия и времени индивид оказывается погруженным в хаотичный поток бессознательного.

Остатки сознания и поток бессознательного смешиваются, противоречат друг другу с точки зрения бытия. Дух, находящейся в этой дисгармонии, может подтолкнуть душу к осознанию необходимости суицида, который, как мы уже говорили ранее, не является «совершенным» способом смерти и посмертия. Шуит постоянно тянет такую психику к страху, окончательно добивая остатки души. Так происходит деградация личности, оскуднение эмоций — ведь именно душа-ба является сосредоточением чувственно-эмоциональной части человеческой психики. И при разломах души при ПТСР также наблюдается оскуднение эмоций, как и при деперсонализации (которая не может происходить без обнаружения некоего разлома в душе, другое дело, что мы уже говорили ранее, что гипотетически душ без разлома не бывает, разница только в площади разрыва). При депрессии тоже зачастую невозможно сращивание души из-за отсутствия страсти и падения уровня либидо.

«Беседа разочарованного со своим ба» — изящный поэтический древнеегипетский способ изучения своей души, намекающая этим «разочарованием» на состояние, возникающее при попытке войти в поток бессознательного. Да, это та самая мировая скорбь или saudade, только древнеегипетская.

Другие части психики

Все остальные части психики — по версии древних египтян — далее детально рассматриваться не будут, так как они относятся либо к категории призраков (ах), либо представляют собой накапливаемую жизненную энергию, которую можно использовать для творчества и магии (сехем), либо относятся к телу и, возможно, каким-то телесным инстинктам кроме, разумеется, страсти духа (хат). Заслуживает упоминания иб как некий эмоциональный центр на уровне сердца (расхожее выражение «сердце болит за тебя»).

Душа-ба на свитке из гробницы // Формаслов
Душа-ба на свитке из гробницы // Формаслов

Последняя часть души — это рен, имя. Нетрудно идентифицировать ее как эго. Подавленное эго создает психике проблемы, отодвинутое в сторону с центрального места — порождает благо. Это многое объясняет, например, почему человеку так сложно осознавать свои истинные качества, почему он живет в стереотипах о себе и в мнении о себе других. Видимо, душе не очень привычно обращать внимание на эго и заниматься его осознанием. Наверное, эго не слишком хорошо поддается восприятию чувственным разумом. Его можно воспринять как некую холодную идею.

В посмертии эго нет, так как дух чувствует себя слитым с потоком бессознательного. Эго — часть, необходимая лишь в бытие для обеспечения функционирования психики в связке с телом — трудно было бы заботиться о теле и воспринимать его сигналы, не отделяя себя от всего. Ка — это такой общий слепок с ба, духа, шуит и степени проявленности эго. Эго не на своем месте или в подавленном состоянии также причиняет неудобства духу и не дает душе обоснований для собственного восстановления. Поставленное в центр и при этом одновременно находящееся в подавленном состоянии эго может расколоть душу из ложной гордости или причинять страдания другим. Вот почему так важно сместить его в сторону.

Так как шуит в неосознанном виде уходит на дно бессознательного, то там получает «голос» и иногда образ. Это «ложный голос бессознательного», который всегда звучит страшным и/или отвратительным, что бы он ни говорил и не демонстрировал индивиду в видениях или в роли «внутреннего голоса». С интуицией, вдохновением, пролепсисом и прозрением от бессознательного «голос шуит» не стоит путать. Интуиция, вдохновение и пролепсис (интуитивное предчувствие своего будущего) — это проявления всего бессознательного, а голос шуит — это только страхи и то, что способно раскалывать душу и дальше.

Меж тем, голос шуит является важнейшей почвой для изучения на начальном этапе духовного пути. Только разобравшись в мотивации шуит, можно обеспечить себе осознание теневой части души. Таким образом достигается гармония всех частей человеческой психики. Шуит как бы заслоняет собой мечту и путь к духовному развитию страхами — самым сильным своим орудием. Здесь в полной мере можно говорить о необходимости осознания душой самой себя в теневом аспекте.

#искусство #древний египет #психика #духовные практики #формаслов

Читать в журнале "Формаслов"

-8