Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-мнестическая афазия. Переходим на новый этап

Вначале проводятся диагностические упражнения. Посмотрите на таблицу. Она есть в видео.

1. Понимание лексико-грамматических конструкций:

- Показать бочку за ящиком, перед бочкой ящик, в ящике бочку. Смысл упражнения в обратном порядке слов. Если больной не понимание, то сначала возвращаемся к прямому порядку: показать ящик перед бочкой, а потом разобрать где находится бочка по отношению к ящику.

2.Осмысление лексико-грамматических оборотов речи.

- У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца. У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?

Скорее всего больному будет сложно сразу ответить на этот вопрос. Задание можно проиллюстрировать картинками или нарисовать схему, например:

К больше М, К меньше З следовательно З больше К, значит З больше К, а К больше М. Отсюда следует, что самые большие зубы у зайца, а самые маленькие у мыши.

- Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе. Что самое широкое? Что самое узкое? Можно нарисовать схематически дорогу, тропу и шоссе и предложить больному разложить картинки в порядке возрастания.

- Петя уехал раньше Оли, но позже Кати. Кто уехал раньше всех? Рассуждаем так: Петя уехал раньше Оли, Петя уехал позже Кати, значит — Катя уехала раньше Пети. Значит первой уехала Катя, за ней уехал Петя, а последней уехала Оля.

Для иллюстрации можно использовать картинки, удаляя их поочерёдно.

Примеры задач:

- Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона. Какой фрукт самый сладкий? Какой самый кислый?

- Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Чёрное. Какое море самое глубокое?

3. Формирование логико-грамматических речевых конструкций:

Это упражнение выполняется в действии, например: берём стул и отдаём такие команды:

- встань перед стулом, встань за стулом, встань слева от стула, встань справа от стула, сядь на стул, положи ручку под стул.

Другой вариант:

- Положи ручку перед стаканом, положи ручку за стаканом, положи ручку слева от стакана, положи ручку справа от стакана, подними ручку над собой, вытяни ручку перед собой.

Флективные конструкции:

- Возьми в руки ручку. Дотронься ручкой до карандаша. Что нужно сделать, чтобы дотронуться до ручки карандашом?

- Положите ложку в чашку. Можно ли сделать наоборот?

Инвертированные конструкции:

- Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

- Локомотив везёт вагоны. Что сзади?

- Ната полила цветы и пошла гулять. Что девочка сделала раньше?

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Здесь всё просто. Берём серию сюжетных картинок. Сначала задаём вопросы к каждой из них. Потом составляем целый рассказ. Например:

1. - Какая была погода?

- Что было в руках у девочки?

2. - Что случилось?

- Что унёс ветер?

3. - Кто подобрал зонт?

4. - Что стало с зонтом?

Теперь попытаемся, глядя на картинку, рассказать всё, о чём говорили.

Для начала подбирайте картинки с минимальным сюжетом, то есть с таким, когда к каждой из картинок можно задать один-два вопроса.

Далее сюжеты могут быть сложнее. В любом случае сюжет должен быть простым и понятным.

Формулирование ответа на заданным вопрос

Здесь придётся работать чисто с речевым материалом. Начинаем с самых простых вопросов, но требуем полного ответа:

-Во сколько ты сегодня проснулся? (Я проснулся в 8 часов утра).

Если больной говорит односложно, то начинаем составлять ответ:

- Кто «главный герой»? Я.

- Что ты сделал? (Проснулся)

- Как сказать это вместе? (Я проснулся)

- Во сколько ты проснулся? (В 8 часов)

- Скажи всё вместе (Я проснулся в 8 часов).

Постепенно работу усложняем:

- О чём вы говорили с братом? (о футболе)

- Кто? (Мы с братом)

- Что делали? (говорили)

- Повтори. (Мы с братом говорили).

- О чём вы с братом говорили? (Мы с братом говорили о футболе).

- Что думает брат?

Этот вопрос требует уже развёрнутого ответа. Здесь больному придётся помогать. Подобная работа должна проводиться только на том материале, который известен обучающему. Для работы можно брать простые тексты и обсуждать их. Например, такие…

Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы.

Задаём вопрос к каждому предложению и требуем полного ответа.

Пересказ теста

Предыдущая работа плавно переходит в пересказ текста. После того, как он отработан, больному легче его пересказать. Более того, над пересказом всё равно придётся работать. Предварительная работа полностью совпадает с предыдущим упражнением.

План такой:

1. Прочитать текст.

2. Проработать каждое предложение с помощью ответов на вопросы к предложениям.

3. Повторить каждое предложение за обучающим: обучающий читает, больной повторяет.

4. Повторяем по два предложения.

5. Составляем рисованый план. Рисовать можно всё, что угодно и как угодно, лишь бы больной имел возможность вспомнить содержание текста.

Ещё раз читаем текст и предлагаем больному рассказать его так, как он запомнил. При необходимости указываем на тот или иной предмет на рисунке.

Работа с синонимами и антонимами:

Работа с антонимами:

- Начинаем с рассматривания картинок, например: тупой — острый, большой — маленький. Рассматриваем картинки и называем качества.

- Предлагаем из серии картинок выбрать противоположные предметы к данному.

- Подбираем слова, имеющие противоположные значения.

Работа с синонимами:

- рассматриваем картинки и находим качества, близкие по значения. Начать можно с цветов, например:

- Какой цвет близок к красному? К синему? К зелёному?

- Что объединяет эти предметы: дом, здание, изба? Можно ли сказать, что между ними есть что-то общее? Что?

- Выбери из картинок предметы, которые близки по смыслу.

- Подбери синонимы к словам: смелый (отчаянный), большой (огромный). В этом задании больному можно помогать. Сначала делать это ему будет трудно.

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Yandex Zen

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.