Найти в Дзене
Илья Носов

ОБНОВЛЕНИЕ: пророк Михей, (SEPTUAGINTA, Stuttgart, 1979), пер. с древнегреч. И.М.Носов

1. Слово Господа к Михею из Морасфи было в дни Иофама, Ахаза и Езекии, государей Иуды — при них он увидел про Самарию и про Иерусалим.

Услышьте слово, люди! Внемли земля и все, кто на ней! Для свидетельства среди вас будет Господь из Дома святого своего. Теперь Господь идет из обители своей — и сойдет, и найдет на высоких земли, и горы под Ним поколеблены будут, а долины таять как воск от лица огня, как вода, несущаяся по склону — и все это из-за нечестия Иакова и из-за бестолковости дома Израиля. Какое нечестие Иакова? Не Самария ли? Какая бестолковость дома Иуды? Разве не Иерусалим? Самарию Я назначу сараем в поле и насаждением винограда; камни ее опрокину в хаос и открою основание ее. Все изваяния ее изрубят, все подношения сожгут в огне, все истуканы ее назначу на разрушение — она подношения за разврат собрала и подношениями за разврат воспиталась. За это будет плакать и сокрушаться, и босая и нагая пойдет и устроит плачь как у драконов и скорбь как у дочерей сирен, потому что рана ее превозмогла и дошла до Иуды, и дотронулась до ворот людей Моих, до Иерусалима.

Кто в Гефе, не превозноситесь. Кто в Акиме, для потехи из дома заново не стройте, для потехи вашей окропите землю. Свои города населяя хорошо, не вышла населяющая Сеннаан, чтобы разрушить дом, который у нее, и принять от вас рану страдания. Кто стал главенствовать для блага поселяющегося среди страданий? — От Господа на врата Иерусалима разразилось зло и шум всадников и колесниц. Дочь Сиона, населяющая Лахис — предначинатель бестолковости, в тебе обрелось нечестие Израиля. За это отдашь отсылаемые в удел Гефа бесполезные дома, которые для государей Израиля стали вотще. Пока не приведу наследующих тебе, слава дочери Израиля, населяя удел Лахиса, дойдет до Одоллама. Срежь и обрей волосы на изнеженных детях твоих и сиротство твое распространи как орел, потому что пленниками они стали из-за тебя.

2. Появились замышляющие беспокойство и придумывающие зло на постели своей. Вместе с днем они доводили это до конца — и не воздевали руки свои к Богу, и вожделели угодья, и разоряли сирот, и притесняли дома, и разоряли мужа и дом его, мужа и достояние его. Потому это говорит Господь: «Теперь на этот род Я мыслю о зле, от которого не разогнете спины ваши и не пойдете вдруг с поднятой головой, потому что срок зла. В День тот приложена будет к вам притча, и с волнением заплачется плачевная песнь: «Мы бедствием бедствовать стали». Участь людей Моих отмерена бечевой, и чтобы отвратить, не бывало Ему запретившего. Угодья ваши поделены — а для тебя в собрании Господа не будет кидающего по наделу бечеву. Не плачьте слезами. Пусть об этом не плачут — не будет убран упрек, говорящий: «Дом Иакова прогневал Дух Господа».

Разве это — образ поведения его? Разве хороши слова его вместе с ним, и что пошли с поднятой головой? Заранее для вражды восстали люди Мои. Встречая мир его, они содрали кожу его, чтобы сокрушенную в битве надежду отнять. За это вожди Моих людей извергнутся из обителей роскоши своей — из-за злой манеры поведения своей они изгнались. Приблизьтесь к горам вечным. Восстань и иди. Из-за нечистоты для тебя самого покоя не существует. Вы испорчены тлением, стали преследуемыми без преследующего. Дух представил неправду и влил в тебя как вино и опьянение — от капли этих людей оно настанет. Собираемый вместе со всеми, соберется Иаков. Я буду ждать, ожидая остаток Израиля. Вместе назначу отведение их как овец среди ненастья, как стадо на лежбище его, а от людей они ускачут. Прежде явления своего они пробили проход и прошли через врата, и вышли через них, и Государь их вышел прежде их явления — Господь поведет их.

3. Он скажет: «Так услышьте об этом, власти дома Иакова и остаток дома Израиля — знание о Суде разве не для вас? Ненавидящие добро и ищущие зло, забирающие кожу их от них и плоть их от костей их — теперь манерой той, как они поглотили плоть людей Моих и кожу их от костей их ободрали, и кости их переломали, и разрезали на куски как плоть для котла и как мясо для горшка — так они станут восклицать Господу, а Он не услышит их и отвратит лицо свое от них в тот срок за то, что в образе действия своем к ним были злыми».

Это говорит Господь на пророков, Моих людей обманывающих и зубами своими угрызающих, и возглашающих о мире для них — но не это подано было для уст их. Они начали бой с Ним — за это от прозрения для вас настанет ночь, тьма придет к вам от прорицаний, солнце зайдет для пророков, затмится для них день. Видящие сновидения постыдятся, осмеяны будут прорицатели и все сами будут судачить о себе, потому что слушающего их не будет. Неужели не подам силу в Духе Господа, Суда и могущества, чтобы возвестить Иакову о нечестии его и Израилю о бестолковости его? Так услышьте про это, власти дома Иакова и остаток дома Израиля, имеющие отвращение к Суду и все правое сводящие с пути; сооружающие Сион на крови, Иерусалим — на неправде. Правители его за подарки выносили суд, иереи его отвечали за вознаграждение, пророки его прорицали за серебро, а при Господе обретали покой со словом: «Разве не Господь среди нас? Никогда для нас зло не наступит». Теперь из-за вас Сион будет распахан как поле; Иерусалим станет как сарай; гора Дома — как тенистая дубрава.

4. В последние дни гора Господа будет открыта — готовая поверх вершин гор, она поднимется выше холмов, и люди к ней устремятся. Многие народы пойдут и скажут: «Придите и взойдем на гору Господа и в Дом Бога Иакова — и нам покажут Его путь, и мы пойдем по стезям Его, потому что от Сиона выйдет Закон, слово Господа — из Иерусалима. Оно будет судить среди многих людей и до далекой земли изберет крепкие народы, которые свои копья перекуют на серпы, а мечи — на плуги. Теперь не поднимет меч народ на народ, теперь учить сражаться не станут. Каждый обретет покой под своей виноградной лозой, каждый — под смоковницей своей, и испуганного не будет — уста Господа Вседержителя сказали это. Все люди пойдут каждый своим путем, а мы в знании нашего Господа Бога пойдем по ту сторону века. В День тот, говорит Господь, сокрушенную Я соберу; изгнанную и тех, кого отверг, приму; сокрушенную назначу в остаток, а отвергнутую — народом крепким. Отныне и до века будет царствовать над ними Господь на горе Сион, а ты, дочь Сиона, ограда стада пыльная, на тебя найдет и наступит прежняя власть — царствование из Вавилона для дочери Иерусалима.

Для чего теперь ты познал зло? Не было тебе государя? Или из-за того, что мучения твои, как у рожающей, победили — намерение твое погибло? Страдай, дочь Сиона, будь рядом и мужайся, как рожающая, потому что теперь выйдешь из града и будешь обитать на равнине, и дойдешь до Вавилона — оттуда твой Господь Бог тебя избавит, оттуда выкупит тебя из рук врагов твоих. Теперь собрались на тебя многие народы, сказав: «Теперь порадуемся, и посмотрят на Сион очи наши» — но расчет Господа сами не познали и не уразумели намерение Его, потому что Он как снопы на гумне собрал их. Восстань и перемоли их, дочь Сиона — рога твои поставлю железные, копыта твои поставлю медные, и размягчишь ими народы, и перемелешь многих людей, и представишь Господу множество их, силу их — Господу всей земли. Теперь дочь Эфраима заграждена будет среди ограждения. Для нас Он назначил тревогу — посохом по щеке ударят роды Израиля.

5. А ты, Бетлеем, дом Ефрата, слишком мал, чтобы быть среди тысяч Иуды — Мне из тебя выйдет Он, чтобы быть главным среди Израиля, и выход Его — от начала, из дней вечных, и подаст им — до срока рождающей родится, и прочие их братья обратятся к сынам Израиля. Он предстанет и увидит, и с силой Господа пасти будет стадо свое, и среди славы знания о своем Господе Боге они пребудут, а Он теперь возвеличится до края земли.

Настанет этот покой, когда Ассур найдет на землю вашу, когда вступит в страну вашу, и семь пастырей, и восемь язв человеческих поднимутся на него, и упасут Ассура через меч и землю Неврода. — Через ее рвы он избавит от Ассура, когда найдет на землю вашу, когда вступит в пределы ваши, а остаток Иакова пребудет среди народов в средоточении многих людей как роса, от Господа выпадающая, как агнцы на траве, так что от сыновей человека никто приведен и представлен не будет. Остаток Иакова пребудет среди народов в средоточении многих людей как лев в лесу среди скотов, как молодой лев среди стад овец — манерой той, когда он пройдет, и отделив, похитит, и не будет выручающего. Рука Твоя вознесется на досаждающих Тебе, и все враги Твои истребятся.

Господь говорит: «В День тот будет — в средоточении твоем коней твоих Я истреблю и колесницы твои сломаю, и истреблю города земли твоей, и удалю все укрепления твои, и заберу зелья твои из рук твоих, и вещатели среди тебя не пребудут, и истреблю изваяния твои и колонны твои в средоточении твоем, и никогда делам рук твоих не поклонишься, и посеку тенистые дубравы в средоточении твоем, и уничтожу города твои, и в раздражении и гневе устрою отмщение среди народов за то, что слушать не стали».

6. Так услышьте слово Господа! Господь сказал: «Встань и при горах проведи суд, и пусть холмы услышат голос твой. Холмы, услышьте о суде Господа! Овраги — о основании земли, потому что суд Господа — относительно людей Его, вместе с Израилем они обличатся. Люди Мои! Что Я сделал вам, чем опечалил вас, чем привел в смятение вас? Ответьте Мне! От земли Египта Я вывел вас, из дома порабощения вас избавил и прежде Твоего явления послал Моисея, Аарона и Мариам. Вспомните, люди Мои, что против вас замыслил Валак, государь Моава, и чем ответил ему Валаам, сын Веора, ради знания о правде Господа от тростника (Египта) до Галгала! В чем достигну Господа и буду понимать высшего Бога моего? Разве достигну Его среди всесожжений? Среди однолетних бычков? Неужели Господь будет ждать среди тысяч баранов или среди десятков тысяч тучных козлов? Может отдам первенцев нечестия моего, плод утробы моей, за бестолковость души моей? — Разве не возвещено тебе, человек о том, что хорошо? Господь разве взыскивает с тебя что-то, кроме делания правосудия и любви к милосердию, и готовности идти с Господом Богом твоим?»

В городе глас Господа воззовет, и при знании о Нем имеющих страх спасет. Послушай, племя и те, кто будет украшать Град! Разве не огонь — дом беззаконного, который беззаконные сокровища собирает с наглостью неправды? Неужто оправданы будут беззаконный в ярме и гири коварства в мешке, из-за чего богатство свое они наполнили нечестием, из-за чего обитающие сказали неправду, и возвышенной стала речь в устах их. Я начну, чтобы поразить тебя, Я уничтожу тебя по причине бестолковости твоей. Ты будешь поглощать, но не насыщаться. В тебе будет мрак, а Он уклонится — и не спасешься, а все, кто спасутся — мечу преданы будут. Ты посеешь и не пожнешь. Ты выжмешь маслины, но не умастишься маслом, (выжмешь) вино — но не будешь пить. Постановления законов для людей Моих будут уничтожены. Правду Замврия и все дела дома Ахава вы сохранили, и стали поступать в согласии с намерением их, чтобы и тебя Я предал на истребление, а обитающих в нем — на освистание, и получите поношение от людей.

7. Увы мне, я стал как на жатве собирающий тростник и потерянное при сборе урожая — без грозди, чтобы съесть первый плод. Увы мне, душа — благоговейный погублен от земли, и исправляющий среди людей не пребывает. Все за кровопролитие подсудны. Каждый притеснением теснит того, кто рядом с ним. Руки их готовы для зла. Начальник изымает, а судья сказал мирное слово, потому что это — приятное душе его. А Я заберу добро их как моль выедающая, в день досмотра идущая по канве. Увы, увы, отмщение идет к тебе, теперь настанет плачь их! Не полагайтесь на друзей и не надейтесь на вождей, и берегись от доверения чего-либо приятельнице твоей — теперь и сын не чтит отца, и дочь восстанет на мать свою, и невестка — на свекровь свою, и враги для мужа — все мужи, которые в доме его. А Я на Господа воззрю и перед Богом спасителем моим потерплю, и услышит меня Бог мой. Да не обрадуешься из-за меня, враг мой, потому что я упал — я восстану, ведь если окажусь во тьме, Господь осветит меня. Перенесу гнев Господа, потому что я стал бестолков для Него до тех пор, когда признание правоты Его — наказание мое, произведет суд мой, и Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит враг мой, и нарядится в стыд говорящий мне, «где Господь Бог твой», а мои очи воззрят на него — теперь он будет как грязь на дорогах для попрания. В день обмазывания кирпичей, в День тот — замазывание тебя, и стерты будут постановления законов твоих. В День тот города твои придут к изглаживанию и к разделению Ассуром — города укрепленные твои для распределения от Тира до Сирийской реки. День воды и смятения — земля вместе с населяющими ее станет для разрушения из-за плода манеры поведения их.

Посохом Твоим паси людей Твоих, овец из достояния Твоего, каждый по-своему находящих кров в дубраве на Кармиле. Они пойдут по Васану и Галааду как в дни того века, и в соответствии с днями исхода твоего из Египта вы увидите поразительное. Народы увидят и постыжены будут среди всей силы своей, и положат руки на уста свои, и заткнут уши свои. Они будут лизать пыль, как змеи волочась по земле. Они придут в замешательство в убежищах своих и изумятся перед Господом Богом нашим, от Тебя устрашатся. Кто — Бог, как Ты? Убирая неправду и проходя через нечестие оставшихся от своего достояния, для свидетельства Он не удержал гнев свой, потому что (для нас) хочет пожалования, и Он сам вернет и пожалеет нас; Он нашу неправду потопит, и в глубине моря в недоумении останется вся наша бестолковость. Иакову Ты явишь истину, Аврааму — пожалование, как в прежние дни поклялся отцам нашим.