Найти тему
Максим Боев

Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак. Пошаговая инструкция.

Оглавление

В этой статье - пошаговый разбор самостоятельной регистрации товарного знака (ТЗ). О том, что такое ТЗ, какие его виды существуют, что такое исключительное право на ТЗ можно узнать тут.

Введение

Регистрация проходит через Роспатент - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия в области интеллектуальной собственности.

На сайте Роспатента есть раздел по вопросам регистрации ТЗ, где размещены нормативные акты по данной теме, формы документов для каждого этапа регистрации и другая полезная информация.

В среднем процедура регистрации ТЗ занимает 10 месяцев, но при возникновении спорных вопросов у Роспатента и необходимости дополнительной переписки (ответов на запросы ведомства) может затянуться на более длительные сроки.

Нормативный срок регистрации ТЗ - 18 месяцев 2 недели.

Чтобы не затягивать регистрацию внимание следует уделить:

  • предварительной проверке ТЗ на предмет уникальности;
  • правильному оформлению заявки на ТЗ;
  • правильному оформлению платёжных поручений при оплате пошлин.

Система регистрации ТЗ (и других объектов интеллектуальной собственности: изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) рассчитана на определённый уровень знаний и подготовки в этой области. Если зарегистрировать ТЗ нужно максимально быстро и снизить вероятность отказа или затягивания процедуры, следует обратиться к профессионалам - патентным поверенным, юристам и юридическим компаниям, специализирующимся в этой сфере.

Самостоятельной регистрацией ТЗ можно заниматься, если:

  • нет задачи быстро и гарантированно получить свидетельство о регистрации ТЗ (регистрация ТЗ "для себя", чтобы было);
  • хочется сэкономить на стоимости юридических услуг (стоимость регистрации без учёта пошлин от 15 000 ₽ - 20 000 ₽ за один ТЗ);
  • вы планируете стать патентным поверенным либо юристом в сфере права интеллектуальной собственности (надо же с чего-то начинать).

В любом случае, предварительно изучите вопрос, ознакомьтесь с тематическими разделами на сайте Роспатента и статьями в Интернете, почитайте административные регламенты и правила по регистрации ТЗ, составьте для себя чек-листы (блок-схема), и да поможет вам ®.

Шаг 1. Подготовка.

Определяемся какой ТЗ нужно зарегистрировать (виды ТЗ), проверяем его на уникальность по открытым базам Роспатента (открытые реестры и базы данных). На этом этапе нужно убедиться, что:

  • нет аналогичных ТЗ, уже прошедших регистрацию;
  • нет ТЗ, схожих с вашим до степени смешения.

Проверять следует по названиям ТЗ (допустим забивать в поиск наименование вашего ТЗ, его части, схожих буквосочетаний), классам МКТУ, в которых планируете зарегистрировать ТЗ.

Если в результате поиска обнаружен схожий ТЗ, нужно внести в свой ТЗ соответствующие изменения (поменять изображение, добавить или удрать какие-либо элементы) и повторить проверку.

Если будущий ТЗ уникален и похожих на него не найдено, следует проверить соблюдение запретов, при которых регистрация ТЗ недопустима. Перечень запретов обширный, он направлен на то, чтобы:

  • новый ТЗ не вводил потребителей в заблуждение;
  • не нарушались права владельцев других ТЗ;
  • не было противоречия общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Форма документов

На этом этапе следует также выбрать форму взаимодействия с Роспатентом, то есть в каком виде будете подавать документы на регистрацию и в каком виде будет вестись переписка с этим органом.

Существует 2 формы подачи документов в Роспатент:

  1. электронная форма (через сайт ФИПС и через Госуслуги);
  2. неэлектронная форма (почтовым отправлением, нарочно, факсом).

Электронная форма взаимодействия имеет много преимуществ, среди которых наиболее существенные:

  • экономия на пошлинах (скидка - 30%);
  • оперативность (поступление, получение и весь документооборот по вопросу регистрации ТЗ значительно быстрее).
Для электронной подачи нужно оформить ЭЦП.

Неэлектронная форма предусматривает оформление всех документов и ведение переписки на бумажном носителе и как следствие влечёт:

  • увеличение затрат на почтовые отправления и распечатку документов;
  • увеличение сроков документооборота.

Полагаю, что преимущества электронной подачи документов очевидны. Кроме того, при подаче документов через Госуслуги можно настроить получение уведомлений для оперативного ответа на вопросы и решения Роспатента.

Сколько денег отдать государству?

Регистрация ТЗ - платная процедура, поэтому следует заранее продумать бюджет на оплату государственных пошлин.

Минимальный размер пошлин на всю процедуру регистрации - 33 000 ₽ (если используем неэлектронную форму подачи документов) или 23 100 ₽ (если используем электронную форму подачи документов, при такой форме скидка на размер пошлин - 30%).

Размер пошлин зависит от количества классов МКТУ, в которых регистрируется ТЗ: больше классов - больше пошлина.

Всего 4 пошлины, каждая из которых оплачивается отдельно в соответствующий этап (подробнее о том сколько, как и когда платить - ниже в описании этапов регистрации).

Шаг 2. Оформление заявки на регистрацию.

Основным документом для регистрации ТЗ является заявка, поэтому её правильному оформлению нужно уделить особое внимание.

Заявку нужно открыть в текстовом редакторе и заполнить следующие разделы (обратите внимание на коды в названии разделов заявки):

  1. адрес для переписки и контактные данные (код 750);
  2. сведения о заявителе (код 731), в том числе телефон и e-mail;
  3. идентификаторы заявителя (ОГРН, ИНН и т.п.).
Заполняйте стандартным шрифтом Times New Roman, 10 пт, без выделения полужирным
Заполняйте стандартным шрифтом Times New Roman, 10 пт, без выделения полужирным

Контактные данные следует заполнять в соответствии с данными ЕГРЮЛ/ЕГРИП и паспорта, телефон и e-mail указывать рабочие либо личные.

В разделе Идентификаторы заявителя код страны по стандарту ВОИС ST.3 следует указывать значение RU.

Далее следует разместить сам ТЗ и его описание (коды 540 и 571):

Изображение ТЗ нужно разместить в границах квадрата либо приложить к заявке на отдельном носителе. Нажатием курсора на малый квадрат (слева от кода 540) поставьте в нём Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данного элемента заявки.
Изображение ТЗ нужно разместить в границах квадрата либо приложить к заявке на отдельном носителе. Нажатием курсора на малый квадрат (слева от кода 540) поставьте в нём Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данного элемента заявки.

Описание ТЗ.

В этом разделе заявки необходимо привести исчерпывающее словесное описание ТЗ и всех входящих в его структур элементов. Текст заполнения зависит от вида регистрируемого ТЗ, требования к оформлению описания ТЗ содержатся в этих правилах (п.29).

Отсутствие описания ТЗ не является препятствием для его регистрации и получения приоритета, но игнорировать данный раздел не рекомендуется: на последующих этапах регистрации Роспатент предложит предоставить описание ТЗ.

Текст описания рекомендуется строить следующим образом:

  • указать вид заявляемого к регистрации ТЗ;
  • перечень составных частей и их взаимное расположение;
  • смысл всего обозначения и его элементов;
  • при использовании иностранных слов указывать их транслитерацию;
  • привести связь обозначения с видом осуществляемой заявителем экономической деятельности;
  • при использовании определённого цвета указывать его код по системе PANTONE или HEX-код (эти коды можно узнать у изготовителя изображения вашего ТЗ или в любом редакторе изображений с помощью инструмента "пипетка").

Описание ТЗ можно предоставить на отдельном носителе с указанием его в приложении и приобщив его к заявке.

После описания ТЗ следует выделить его характеристики, указать цвета, выбрать вид ТЗ, указать неохраняемые элементы:

Нажатием курсора на малые квадраты (слева от кодов и характеристик ТЗ) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.
Нажатием курсора на малые квадраты (слева от кодов и характеристик ТЗ) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.

В неохраняемые элементы следует включать следующие части ТЗ:

  • не обладающие различительной способностью;
  • названия видов товаров, вошедших во всеобщее употребление;
  • общепринятые термины и символы;
  • слова и изображения, характеризующие сам товар (или услугу).
Например, регистрируете для кафе ТЗ, состоящий из изображения логотипа заведения и слова "кафе", это слово следует включить в неохраняемые элементы (пишется после двоеточия в кавычках).

Далее заполняется раздел Перечень товаров (код 511), в котором указываются классы по МКТУ:

В столбце "Класс" указывается номер класса МКТУ, в столбце "Наименование товаров и (или) услуг" указывается испрашиваемые для регистрации наименования товаров и (или) услуг (прописывается текст в соответствии с классом МКТУ).
В столбце "Класс" указывается номер класса МКТУ, в столбце "Наименование товаров и (или) услуг" указывается испрашиваемые для регистрации наименования товаров и (или) услуг (прописывается текст в соответствии с классом МКТУ).

Если испрашиваемые для регистрации классы МКТУ не умещаются в этой таблице, то перечень следует выполнить на отдельном листе.

Важно:

  • правовая охрана предоставляется ТЗ исключительно в рамках указанных в заявке классов МКТУ;
  • чем больше классов, в отношении которых испрашивается регистрация ТЗ, тем больше размер пошлин, подлежащих уплате в Роспатент.

Следующие разделы, касающиеся приоритета ТЗ и установления даты подачи выделенной заявки, можно пропустить:

Если регистрируете ТЗ самостоятельно, не заполняйте эти разделы.
Если регистрируете ТЗ самостоятельно, не заполняйте эти разделы.

Далее в заявке заполняются сведения об уплате госпошлины. Перед подачей заявки следует оплатить пошлины по п.2.1 и п.2.4, поэтому эти пункты выделяем и заполняем сведения о плательщике (заявителе), реквизиты которого должны соответствовать реквизитам, указанным в платёжных документах по оплате госпошлин:

Нажатием курсора на малые квадраты (слева от кодов и сведений о плательщике) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.
Нажатием курсора на малые квадраты (слева от кодов и сведений о плательщике) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.

Указываем прилагаемые к заявке документы, количество листов и экземпляров (достаточно проставить соответствующие числа):

Нажатием курсора на малые квадраты (слева от названий документов) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.
Нажатием курсора на малые квадраты (слева от названий документов) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки.

Следующий раздел заявки вряд ли пригодится, если регистрируете ТЗ впервые, но он может ускорить процесс регистрации, если у заявителя уже имеются зарегистрированные ТЗ, часть элементов которых вы регистрируете отдельно по новой заявке:

Нажатием курсора на малые квадраты (слева от названий документов) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки. Впишите номер свидетельства на ТЗ, который уже прошёл процедуру регистрации.
Нажатием курсора на малые квадраты (слева от названий документов) поставьте в них Х, при оформлении на бумажном носителе в квадрате можно проставить знак V, то есть указать выбор данных элементов заявки. Впишите номер свидетельства на ТЗ, который уже прошёл процедуру регистрации.

Реквизит подписи оформляется, если заявку оформляете на бумажном носителе: указываются сведения о заявителе, ставится подпись, печать (для ИП - при наличии), дата подписания.

Заявка оформлена. Если оформляете на бумажном носителе, распечатайте заявку и приложения к ней, подпишите и поставьте печать (для ИП - при наличии).

Если оформляете в электронной форме, назовите файл "Заявка - ТЗ - наименование ТЗ", вместе с приложениями поместите в отдельную папку.

Шаг 3. Уплата пошлин.

Перед отправкой заявки в Роспатент обязательно следует оплатить первые 2 пошлины:

  1. за регистрацию заявки и формальную экспертизу - 3 500 ₽
    (+
    1 000 за каждый класс МКТУ свыше 5) - п.2.1 Положения о патентных и иных пошлинах;
  2. за проведение экспертизы ТЗ - 11 500
    (+
    2 500 ₽ за каждый из классов МКТУ свыше 1) - п.2.4 Положения о патентных и иных пошлинах.
При электронной подаче документов пошлины уменьшаются на 30 %.

Для удобства расчётов используйте этот калькулятор.

За каждый из этапов регистрации рекомендуется оплачивать пошлину отдельно. При заполнении платёжных документов на оплату пошлины в графе "Назначение платежа" следует указать пункт Положения о патентных пошлинах, наименование ТЗ и краткое название этапа регистрации.

Например:
- п.2.1, «Наименование вашего ТЗ», регистрация заявки на регистрацию товарного знака;
- п.2.4, «Наименование вашего ТЗ», экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака

После оплаты пошлин распечатайте платёжные поручения и приложите их к заявке, если оформляете документы на бумажном носителе, или сохраните в формате PDF в папку с файлом заявки и иных приложений.

Если при расчёте размера пошлин вы допустите ошибку, вам придёт уведомление Роспатента с предложением доплатить недостающую сумму. Это немного увеличит сроки регистрации ТЗ, но при доплате пошлины процедура возобновится и будет продолжена.

Шаг 4. Отправка заявки в Роспатент.

Сформированный пакет документов теперь следует отправить в Роспатент. Если документы оформляете на бумажном носителе, вложите их в конверт и отправьте заказным письмом по адресу:

Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация

При подаче документов в электронной форме нужно:

  • заархивировать заявку и прилагаемые к ней документы;
  • зайти в личный кабинет на Госуслугах;
  • найти форму для регистрации ТЗ;
  • заполнить требуемые сведения (адрес и контактные данные заявителя);
  • приложить архив с заявкой и прилагаемыми к ней документами;
  • подписать документ ЭЦП;
  • отправить документы.

Шаг 5. Рассмотрение заявки в Роспатенте.

После отправки заявки в Роспатент, начинаются следующие процедуры:

  1. формальная экспертиза (1 месяц);
  2. экспертиза заявки на ТЗ по существу (12 месяцев).

После каждого из этих этапов Роспатент принимает соответствующее решение, которое направляется заявителю. При поступлении заявки ей присваивается уникальный номер, который в последующем следует указывать при переписке, касающейся регистрации данного ТЗ.

По номеру заявки можно отслеживать процедуру регистрации с использованием этой базы данных.

В ходе формальной экспертизы Роспатент проверяет правильность оформления заявки. Если предоставленной информации будет недостаточно, работники ведомства направят вам запрос о предоставлении дополнительной информации.

Если формальная экспертиза прошла успешно, начинается экспертиза ТЗ по существу, в ходе которой Роспатент более глубоко проверяет содержание заявки и предоставленных документов. Это самый важный и проблемный этап, в ходе которого работники ведомства также могут направлять вам запросы о предоставлении дополнительной информации или пояснений относительно заявленного к регистрации ТЗ.

Если экспертиза заявки на ТЗ по существу прошла успешно, Роспатент принимает решение о государственной регистрации ТЗ, в противном случае принимается решение об отказе в регистрации ТЗ.

Любое решение Роспатента можно обжаловать

Если решение о регистрации ТЗ принято, вы на финишной прямой.

Шаг 6. Уплата пошлин.

После принятия решения о регистрации ТЗ следует оплатить пошлины:

  1. за регистрацию ТЗ - 16 000 ₽ (+ 1 000 за каждый класс МКТУ свыше 5) - п.2.11 Положения о патентных и иных пошлинах;
  2. за выдачу свидетельства на ТЗ на бумажном носителе - 2 000 ₽
    - п.2.14 Положения о патентных и иных пошлинах;
При электронной подаче документов пошлины уменьшаются на 30 %.

Для удобства расчётов используйте этот калькулятор.

За каждый из этих этапов рекомендуется оплачивать пошлину отдельно. При заполнении платёжных документов на оплату пошлины в графе "Назначение платежа" следует указать пункт Положения о патентных пошлинах, наименование ТЗ, краткое название этапа регистрации, номер заявки.

Например:
- п.2.11, «Наименование вашего ТЗ», регистрация товарного знака, номер заявки: 0000000000;
- п.2.14, «Наименование вашего ТЗ», выдача свидетельства о регистрации товарного знака на бумажном носителе, номер заявки: 0000000000.

После оплаты пошлин на этом этапе платёжные поручения в Роспатент можно не направлять, поскольку ваши реквизиты им уже известны. При поступлении платежа на счёт Роспатента с указанием номера заявки и ваших данных - формальные процедуры будут завершены автоматически.

Получение свидетельства на бумажном носителе не является обязательной процедурой, поэтому для экономии данный этап можно пропустить, а пошлину по п.2.14 - не платить.

Шаг 7. Приобретение и осуществление исключительного права на ТЗ.

После регистрации ТЗ вы являетесь правообладателем, сведения об этом появятся в базе данных ТЗ. Сразу после регистрации ТЗ вы вправе осуществлять исключительное право на ТЗ в соответствии с законом.

На этом этапе следует проанализировать пути использования ТЗ, в том числе проработать такие механизмы как:

  1. организация правовой защиты ТЗ;
  2. организация работы с ТЗ и иными имеющимися объектами интеллектуальной собственности;
  3. возможная передача права пользования на ТЗ другим лицам;
  4. возможная передача исключительного права на ТЗ иным лицам;
  5. способы монетизации ТЗ.

Следует понимать, что сам по себе ТЗ и права на него имеют ценность только при их использовании и монетизации.

Безусловно, вы вправе регистрировать ТЗ для души, повесить свидетельство о его регистрации в рамку на видное место вашего офиса и больше никаких действий не предпринимать. Но ТЗ и любые иные объекты интеллектуальной собственности придуманы как активы для повышения капитализации бизнеса и увеличения прибыли.

Существует множество способов использования ТЗ и внедрения их в бизнес-процессы, но об этом в следующих статьях.

Шаг 8. Продление срока действия исключительного права на ТЗ.

Исключительное право на ТЗ действует 10 лет с даты подачи заявки. Продление срока действия исключительного права на ТЗ возможно неограниченное число раз. За продление срока действия прав на ТЗ уплачиваются пошлины:

При электронной подаче документов пошлины уменьшаются на 30 %.

Таким образом, самостоятельно зарегистрировать ТЗ вполне посильная задача, главное соблюсти все формальности, проявить аккуратность и терпение.

Всем, кто дочитал до конца эту статью, моё почтение и пожелания успехов в работе по регистрации и защите ТЗ!

При возникновении вопросов, связанных с регистрацией ТЗ и иных объектов интеллектуальной собственности, можно обращаться по контактам, указанным в описании канала.