Продолжаем наше весеннее путешествие по интересным местам Восточной части «Янтарного края». На этот раз мы «побываем» в Советске, где есть немало удивительного.
Осмотр достопримечательностей Советска лучше всего начинать с посещения одно из самых ярких и удивительных символов не только города, но и региона – Моста королевы Луизы. Красивейший памятник истории и архитектуры соединяет литовский и российский берега реки Неман.
Так как в конце апреля мост закрыли для проведения аварийно-восстановительных работ, на нём нет ставшего для многих привычным скопления большегрузов. Фотографии на фоне это чуда архитектуры получатся отличными.
Мост королевы Луизы назван в честь принцессы Мекленбург- Стрелицкой, супруги короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Его начали строить 1 декабря 1904 года по проекту советника Керсье, с дополнениями советников Андерсона и Тинкауцера.
Грандиозное инженерное сооружение было открыто 18 октября 1907 года. На торжественной церемонии, приуроченной к 100-летию заключения Тильзитского мира, присутствовал принц Фридрих Вильгельм Прусский с супругой.
Изначально, капитальное сооружение представляло собой конструкцию с тремя стальными арками, установленными на пяти гранитных опорах. Поскольку нигде поблизости не было нужного гранита, камень доставили из Швеции. С обеих сторон моста находились порталы.
Перед порталом, находящимся у левого берега реки Неман, размещался разводной пролет с электромеханическим разводным механизмом, изготовленным фирмой «Бейхельт и компания» из города Грюнберга (Германия). Современное по тем временам устройство позволяло разводить пролет моста как с помощью электромотора, так и ручным способом.
Южный портал моста украсили четырех метровым бронзовым барельефом королевы Луизы в окружении двух купидонов. Картуш изготовила берлинская фирма «Мартин и Пильтцинг», по проекту скульптора Стефана Вальтера.
На самом верху портала находились шесть декоративных ваз. Нижнюю часть сооружения украсили изображения, символизирующие мореплавание и земледелие.
В двух «домиках» перед южным порталом размещались вспомогательные тяговые устройства, необходимые для беспрепятственного прохождения несамоходных барж.
На Северном портале находилась корона и герб Пруссии. С 1 мая 1914 года по 1944 год через мост ходил трамвай. Маршрут пролегал от Тильзита (Советск) до населенного пункта Микитен, с остановкой трамвая в Панемуне.
Для сдерживания наступающих советских войск, 22 октября 1944 года немцы подорвали мост. В результате сильного взрыва были утрачены пролеты и северный портал с гербом. Через два года после окончания Второй мировой войны мост восстановили, произведя демонтаж барельефа королевы Луизы. В 1964 году на его месте появился герб Советского Союза. «Современный мост» построен в 1965-1966 годах.
Рядом с Мостом королевы Луизы, можно сказать на самой набережной стоит ещё одна редкость для нашего региона – старое складское здание, построенное в 1835 году.
Причём, оно до сих пор используется по своему прямому назначению. Раньше в нём размещались склады купеческого общества Тильзита (Советск).
Это – настоящий фахверк, образец старинной строительной архитектуры. Уникальность подобных строений заключается в том, что крыша здания опирается не на сплошную несущую стену, а на каркас, который влияет на устойчивость конструкции. Данная технология строительства, при которой деревянные балки видны с наружной стороны дома, придают всему строению характерный вид, спутать который невозможно. Пространство между балками заполнялись различными глинобитными материалами: кирпичом и даже деревом.
Настоящие фахверковые строения того времени сейчас встречаются не часто, больше новоделов, имеющих мало общего с настоящим фахверком.
Недалеко от редкого фахверка, на аллее воинов - интернационалистов по улице Дружбы, расположен Музей военной техники под открытым небом. Подобное мало где увидишь прямо в центре города.
Фреска «Павлин»
На фреске изображен павлин, которого окружают тропические растения.
Фреска выполнена из красящих материалов высочайшего качества, использующихся в то время, и за столько лет почти не потускнела.
Правда, во время ремонта дома произведенного в 2012 году, произведение искусства было забелено краской. Кроме того, по самому центру изображения был протянут кабель, в результате чего она потеряла свою первоначальную привлекательность.
Тем не менее, это – редчайший образец фресковой живописи. Да и не в каждом обычном жилом доме можно увидеть подобное.
Если отправиться из центра города ближе к окраине, на улице Героев можно посетить одно из таких печальных и одновременно загадочных мест – Мемориал «Лесное кладбище», образованный на месте городского кладбища.
Там в тени старых деревьев покоятся 485 русских, 1 румынский и 514 немецких воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Захоронения, установка стелы и мемориальных плит проводились по инициативе обер-бургомистра Тильзита (Советск) Эльдора Поля в 1918 году. На той же территории хоронили жителей города в период Второй мировой войны.
На вершине холма, в самом центре «скорбного места», находится то, что осталось от некогда красивого и величественного здания крематория, построенного в 1911-1913 годах. Шедевр инфернальной архитектуры напоминал собор.
Внушительное кремационное сооружение состояло из трех частей, соединенных галереями. Средняя часть городского крематория имела купол.
Для сжигания усопших применяли установку со струей раскаленного воздуха и генераторных газов. Данную методику впервые использовал немецкий инженер Фридрих Сименс в 1874 году.
Действовала система водоснабжения и канализации. Рядом с «домом смерти» стояли здания котельной и топливного склада.
В советский период истории весь инфернальный комплекс был взорван. Судя по оставшимся фрагментам строения, для подрыва крематория потребовалось достаточно много взрывчатого вещества.
В Советске так много интереснейших мест, что мы туда “вернемся” еще не раз. А наши путешествия по “Янтарному краю” продолжаются…