«Всё для фронта, всё для победы!».
Этот патриотический лозунг 80 лет назад определял жизнь не только тех, кто шёл под пули, атаковал вражеские самолёты или горел в танке. Сколько героизма было у инженеров и учёных, рабочих и специалистов, которые в жуткие сибирские морозы монтировали и запускали эвакуированные заводы, трудились на них, вооружали, одевали и кормили нашу армию.
Металлургия позволяет развиваться человечеству и в мирное, и в военное время. Создавать новые материалы, совершенствовать технологии важно всегда. И вот какой вклад (это лишь небольшая часть) внесли учёные-металлурги, инженеры в победу нашей страны. Тогда, 77 лет назад.
Танк Т-34
Это машина, которая не боялась ни пулемёта, ни колючей проволоки, ни вражеских снарядов. И всё благодаря броне – защитной поверхности с особыми механическими свойствами – правильным сочетанием прочности и вязкости материала.
Ещё за много лет до Великой Отечественной войны броню танков начали делать из высокоуглеродистой стали. Это значительно повышало стойкость металла к попаданию снарядов. То есть повышалась её прочность. Однако большое содержание углерода в металле делает броню хрупкой и при попадании вражеского боеприпаса она могла растрескаться.
Эта проблема отчасти была решена добавлением никеля, но особенно интересным было решение создать броню из Cr-Ni-Mo стали, цементированную и закалённую с одной стороны. В результате наружная сторона брони – лицевая – была прочной, а дальше следовал вязкий слой металла, который останавливал движение снаряда.
Учёные, которые работали над созданием танка Т-34, пошли дальше и разработали особый сплав стали с никелем. Он имел достаточную прочность, вязкость и коррозионную стойкость.
Повышенная прочность металла позволила уменьшить толщину брони и получить лёгкую и манёвренную машину – скорость Т-34 достигала 51 км/ч. Кроме материала, особой была и конструкция брони танка – особые углы наклона брони делали танк неуязвимым для вражеских снарядов – они просто отскакивали по касательной от её поверхности.
Маршал Конев И.С., командовавший нашими войсками в битвах на Курской дуге, за Москву и Прагу, штурмовавший Берлин, писал о танке Т-34: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим, инженерам!».
Штурмовик ИЛ-2
Если Т-34 немцы называли по-разному: «летучий голландец», «дьявол во плоти», «бешеный зверь», «ведьма», «бегающий гамадрил», то самолёт – штурмовик ИЛ-2 был для них «летающим танком» и «чёрной смертью».
И здесь тоже не обошлось без особой брони. Её разработали во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ), которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет.
Академики Кошкин С.Т. и Скляров Н.М. предложили использовать для брони самолётов Mn-Si-Ni-Mo-сплав. Раскалённые до 800оС листы металла подвергали закалке в масле, а потом прессованием получали из них нужную форму. Так получали самую крепкую броню в мире, прочность которой достигала 200 кг/мм2 вместо обычных 70 кг/мм2.
В случае со штурмовиком, также не ограничились лишь изменением материала. К работе подключились конструкторы и усовершенствовали броню для экипажа. Сделали экранную «активную» броню. Она состояла из двух листов – одного хрупкого и второго вязкого металла. Бронебойные пули пробивали хрупкий лист, разрушались, но осколки металла падали уже под углом и не наносили существенного урона лётчикам.
Такую броню хотели установить даже на танках, но это осложняло бы их ремонт в полевых условиях.
Металлургия была и остаётся важным составляющим обороноспособности государства. При этом наша страна и сейчас богата месторождениями металлических руд, а также высококвалифицированными специалистами в области металлургии.
cltgroup #cлт #9 мая день победы #история #победа #война #танки #штурмовик