Найти тему

Металлургия на войне. С праздником Победы, дорогие читатели!

Оглавление

«Всё для фронта, всё для победы!».

Этот патриотический лозунг 80 лет назад определял жизнь не только тех, кто шёл под пули, атаковал вражеские самолёты или горел в танке. Сколько героизма было у инженеров и учёных, рабочих и специалистов, которые в жуткие сибирские морозы монтировали и запускали эвакуированные заводы, трудились на них, вооружали, одевали и кормили нашу армию.

Металлургия позволяет развиваться человечеству и в мирное, и в военное время. Создавать новые материалы, совершенствовать технологии важно всегда. И вот какой вклад (это лишь небольшая часть) внесли учёные-металлурги, инженеры в победу нашей страны. Тогда, 77 лет назад.

Танк Т-34

Это машина, которая не боялась ни пулемёта, ни колючей проволоки, ни вражеских снарядов. И всё благодаря броне – защитной поверхности с особыми механическими свойствами – правильным сочетанием прочности и вязкости материала.

Ещё за много лет до Великой Отечественной войны броню танков начали делать из высокоуглеродистой стали. Это значительно повышало стойкость металла к попаданию снарядов. То есть повышалась её прочность. Однако большое содержание углерода в металле делает броню хрупкой и при попадании вражеского боеприпаса она могла растрескаться.

-2

Эта проблема отчасти была решена добавлением никеля, но особенно интересным было решение создать броню из Cr-Ni-Mo стали, цементированную и закалённую с одной стороны. В результате наружная сторона брони – лицевая – была прочной, а дальше следовал вязкий слой металла, который останавливал движение снаряда.

Учёные, которые работали над созданием танка Т-34, пошли дальше и разработали особый сплав стали с никелем. Он имел достаточную прочность, вязкость и коррозионную стойкость.

Повышенная прочность металла позволила уменьшить толщину брони и получить лёгкую и манёвренную машину – скорость Т-34 достигала 51 км/ч. Кроме материала, особой была и конструкция брони танка – особые углы наклона брони делали танк неуязвимым для вражеских снарядов – они просто отскакивали по касательной от её поверхности.

Маршал Конев И.С., командовавший нашими войсками в битвах на Курской дуге, за Москву и Прагу, штурмовавший Берлин, писал о танке Т-34: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим, инженерам!».

-3

Штурмовик ИЛ-2

Если Т-34 немцы называли по-разному: «летучий голландец», «дьявол во плоти», «бешеный зверь», «ведьма», «бегающий гамадрил», то самолёт – штурмовик ИЛ-2 был для них «летающим танком» и «чёрной смертью».

И здесь тоже не обошлось без особой брони. Её разработали во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ), которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет.

-4

Академики Кошкин С.Т. и Скляров Н.М. предложили использовать для брони самолётов Mn-Si-Ni-Mo-сплав. Раскалённые до 800оС листы металла подвергали закалке в масле, а потом прессованием получали из них нужную форму. Так получали самую крепкую броню в мире, прочность которой достигала 200 кг/мм2 вместо обычных 70 кг/мм2.

В случае со штурмовиком, также не ограничились лишь изменением материала. К работе подключились конструкторы и усовершенствовали броню для экипажа. Сделали экранную «активную» броню. Она состояла из двух листов – одного хрупкого и второго вязкого металла. Бронебойные пули пробивали хрупкий лист, разрушались, но осколки металла падали уже под углом и не наносили существенного урона лётчикам.

Такую броню хотели установить даже на танках, но это осложняло бы их ремонт в полевых условиях.

Металлургия была и остаётся важным составляющим обороноспособности государства. При этом наша страна и сейчас богата месторождениями металлических руд, а также высококвалифицированными специалистами в области металлургии.

Компания СЛТ поздравляет своих читателей с праздником Великой Победы и желает, чтобы все наши знания в металлургической области приносили пользу только в мирное время. Если же случится беда, то мы поможем нашей Родине одержать очередную Победу!

cltgroup #cлт #9 мая день победы #история #победа #война #танки #штурмовик