80 лет назад, в мае 1942 года, Государственный комитет обороны (ГКО) в очередной раз перекроил алкогольную норму, знаменитые «наркомовские сто грамм». Обо всем по порядку. Считается, что инициатива подогревать бойцов РККА крепкими напитками, принадлежала Клименту Ворошилову. Водку – 100 граммов плюс 50 граммов сала бойцам выдавали еще в январе 1940 года, во время войны с финнами.
Крепкий напиток и хорошая закусь помогали пережить холодные ночи, нередко спасая солдат от обморожения и простуд. Потому что бойцы спали в промерзших окопах, где далеко не всегда можно было развести костер. Холодно было даже в полушубках и меховых рукавицах.
Позднее коренной сибиряк генерал армии Николай Григорьевич Лященко напишет: «Восторженные поэты назвали эти предательские сто граммов «боевыми». Большего кощунства трудно измыслить. Ведь водка объективно снижала боеспособность Красной Армии».
Тем не менее, к опыту советско-финской войны вернулись уже в июле 1941 года. Хотя официальное Постановление Государственного комитета обороны будет подписано Сталиным лишь 22 августа. Вряд ли алкоголь выдавали, дабы избежать обморожений.
В какой таре возить водку на передовую? Ведь ее требовалось огромное количество.
В Постановлении государственного комитета обороны есть такой пункт. Цитируем. «Розлив водки для армии производить в бочковую тару емкостью 25 и 40 декалитров, а также в молочные жестяные бидоны, разрешив использование на заводах, близко расположенных к фронту, стеклянной стандартной винной посуды».
Для изготовления бочек ГКО выделил 150 тонн гвоздей, 80 тонн ленты холодного проката, 25 тонн заклепок и 600 тонн обручного железа.
Немецкое командование в срочном порядке выпустило листовки, отпечатанные большими тиражами. Цитируем одну из них. «Жены и матери командиров и бойцов Красной Армии! Не подлость ли напоить человека водкой, чтобы он одурманенный ею, не отдавая себе ни в чем отчета, лез в бой, в котором ему предстоит верная смерть. Так поступает командование Красной Армии с вашими мужьями и сыновьями на передовых позициях. Прочтите приказ, приведенный на обратной стороне, и вы поймете весь ужас его действия. Внушите вашим близким, чтобы они не верили лжи сталинской пропаганды, чтобы не исполняли приказаний, толкающих их на неизбежную гибель. Мы уже близко! Мы несем вам освобождение от сталинского гнета, террора и лжи!»
А вот что говорилось в приказе, на который обращалось внимание в немецкой листовке. «Секретно Командирам Соединений и частей. Военный совет Армии приказал: под личную ответственность командиров соединений и частей обеспечить снабжение каждого бойца, действующего на передовых линиях фронта, водкой. Водку преимущественно выдавать перед атакой.»
Командующих фронтами обязали обеспечить "строжайший порядок в выдаче водки с тем, чтобы она действительно выдавалась действующим частям, и строго соблюдать норму, не допуская злоупотреблений".
Водка полилась рекой. Части Карельского фронта, например, получили в декабре 1942 года более 350 тысяч литров водки, Сталинградский – 407 тысяч литров.
К этому моменту снабжение Красной Армии крепкими напитками обеспечивалось согласно Постановлению ГКО от 6 июня 1942 года. Любопытно, что в проекте постановления председатель продовольственно – вещевого снабжения Анастас Микоян предлагал прекратить массовую ежедневную выдачу водки, увеличив норму до 200 граммов бойцам успешно наступающих частей.
Всем остальным разрешалось пригубить по «соточке»: в дни годовщины Великой Октябрьской социалистической революции - 7 и 8 ноября, в день Конституции - 5 декабря, в день Новый год - 1 января, в день Красной армии - 23 февраля, в дни международного праздника трудящихся - 1 и 2 мая, во Всесоюзный день физкультурника - 19 июля, а также во Всесоюзный день авиации - 16 августа, а также в день полкового праздника.
Иосиф Виссарионович категорически не согласился с проектом постановления, исполосовав его красным карандашом. Посмотрите на фото. Норму оставил прежнюю, и то только для наступающих частей, остальным разрешил употреблять строго по праздникам, исключив из списка Международный юношеский день 6 сентября.
Очередное постановление ГКО относительно норм потребления вышло в 1943 году. Среди прочего, своего внимания заслуживает пункт, касающийся возвраты тары. Тыловикам предписывалось обеспечить в полуторамесячный срок возврат на водочные заводы не менее половины стеклянной посуды и не менее 80 процентов бочковой тары.
Остается добавить, что употребление водки в Красной Армии было сугубо добровольным.
Что касается устойчивого выражения «сто грамм для храбрости», то оно не имеет под собой основания. Объяснение простое. Алкоголь не добавлял бойцу ни отваги, ни смелости, зато притуплял внимание, снижал чувство опасности, что нередко приводило к летальному исходу. Опытные, неоднократно обстрелянные бойцы не употребляли водку непосредственно перед наступлением, оставляя законные сто граммов, чтобы выпить после боя, сняв стресс, усталость, а заодно помянув тех, кто не вернулся в строй.