Найти тему
А мы и не знали

Старые «грабли» царя Вавилонии нас не пугают, правда?

В сети бродит много текстов тех, кто точно знает, как создать рай на Земле. Прежде всего – свобода человека. Затем «созидательная идеология», под которой понимаются духовно-нравственные устремления и гуманность. Справедливость в распределение ресурсов между всеми-всеми людьми. Наконец, открытость информации. Причём с информацией у самих «идеологов» проблема: они никогда не упоминают, что ключевая деталь распределения ресурсов, то есть того, в чём необходимо достичь справедливости – а именно денежная система, у нас абсолютно ростовщическая. Вся денежная масса поступает в оборот исключительно через кредит, а необходимость изымать в конце процесса часть дохода для выплаты процентов банкам, без сомнений, подавляет и справедливость в распределении, и нравственность, и гуманизм.

В античной Греции ростовщичество охватывало лишь малую часть финансов, и против него выступали как мудрецы, так и правители, понимавшие, что оно, создавая систему внеэкономического обогащения, подрывает возможность выживания сообществ за счёт труда, снижает культурный и моральный уровень людей, усиливает расслоение общества по богатству. И в средневековой Европе ростовщикам особо воли не давали, поскольку такую деятельность запрещали все крупнейшие религии, и лишь иудаизм разрешал брать проценты, но то только с чужаков: «Не давай в рост твоему брату, ни в рост серебра, ни в рост пищи, ни в рост ничего другого, что отдаётся в рост. Чужаку давай в рост, а своему брату не давай в рост, чтобы благословил тебя Яхве, твой Бог, при каждом простирании твоих рук в Стране, куда ты приходишь, чтобы овладеть ею» (Вт., 23:20-21).

Христианство же с самого начала требовало полного запрета ростовщичества. В Новом завете на него нет уже никаких разрешений. «...И взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. VI: 35). А касательно иудейского тезиса о «брате своём» один из ранних отцов, Климент Александрийский, писал: «Закон удерживает брата от взятия процентов; понимая как брата не только того, кто рождён теми же родителями... [Закон] не расценивает ростовщичество как отмеченное человеколюбием».

Каким же образом в Писания мог попасть этот запрет? Очевидно, что к моменту их составления был уже отрицательный опыт! И это – опыт Вавилона. Там ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. и свидетельством тому – клинописные глиняные таблички, во множестве найденные археологами. Первые займы под процент имели натуральный характер: земледельцу не хватало зерна для посева, он одалживал мешок, а в конце года возвращал полтора или два. Это было понятно и естественно, поскольку одно зерно даёт целый колос. Но потом в рост стали давать серебро, то есть деньги, а в этом уже ничего естественного не было.

В 1901 году в Эламе, к востоку от Вавилона, обнаружили базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Оказалось, что это древнейший свод законов, составленный в царствование Хаммурапи в XVIII столетии до н.э. Среди прочего закон устанавливал правила займов. По денежным займам выплачивали 20% годовых, по займам зерном 33% (в залог шло засеянное должником поле). То есть само государство юридически регулировало кредитные отношения в пользу ростовщиков, хотя, надо сказать, в Вавилоне практиковали и беспроцентные ссуды для бедных, так называемые «божественные ссуды».

Банков как таковых не было; их функции выполняли храмы разных богов. Главным и самым уважаемым «банком» был храм Шамаша, бога-Солнца, защитника справедливости и праведности. Считается, что он проработал около четырех тысяч лет. Кредиты выдавали храмы богини Иштар и храмы бога Мардука. Обнаружена серия табличек с правовыми терминами «долговое обязательство», «процентный заём», «беспроцентный заём», «дар» и т.д., и возможно, это был учебный материал для священнослужителей-«банкиров», так как они содержали правила исчисления долговых процентов и предлагали специальные задачи.

Жрецы-«банкиры», как и жрицы (женщины занимались банковских делом наравне с мужчинами) сами или через своих родственников выдавали зерно в кредит земледельцам, отдавали в рост деньги, скупали земли, сдавали землю в аренду, покупали рабов и т.д. И что интересно, если данных о кредитных делах Вавилона много, то о депозитах – вкладах жителей в храм-«банк», нет практически ничего. Среди более чем 130 тысяч глиняных табличек много кредитных, но не найдено ни одного депозитного договора. Есть только смутные сообщения о приёме вкладов в VII веке до н.э.

Как оно происходит и сейчас, хозяйство страдало, наверняка бывали кризисы, а то и экономические катастрофы; деньги шли к деньгам, концентрировались у ростовщиков, поступали в распоряжение царям, которые тратили их на войны и грандиозные прожекты, как висячие сады Семирамиды, или на постройки вроде легендарной Вавилонской башни. А цари роскошествовали.

В VI веке до н.э. Валтаса́р, который в Книге пророка Даниила назван последним царём Вавилона, устроив роскошный праздник, приказал принести драгоценные сосуды, которые его отец Навуходоносор силой забрал из Иерусалимского храма. Из-за этого его называют нечестивым, а мы обратим внимание, что царь с толпой приближённых не только обжирался от пуза, пока народы голодали, но и позволял себе посуду из золота. Вдруг появилась огненная рука и начертала на стене: «Мене, мене, текел, упарсин». Валтасар вызвал мудрецов, но те не нашли ничего лучшего, как предложить ему в качестве толмача плененного еврейского пророка Даниила. И тот истолковал загадочный текст так: «Исчислил Бог царство твоё и положил конец ему. Ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Разделено будет царство твоё». И Вавилон рухнул.

А книга пророчеств оного Даниила, между прочим, часть Ветхого завета. То есть тогда, когда произошёл крах ростовщического Вавилона, и составлялись первые тексты Библии. Этим как раз можно объяснить, как в Священные писания нескольких вер попал запрет на ростовщичество. Теперь об этом все молчат – а ведь запрет не снят!

В 1985 году, сообщает Бернар Лиетар в книге «Будущее денег» (М.: АСТ-Астрель-Олимп, 2007, с. 104.), два мексиканских католика, отцы Эстель и Марио Карота просили Ватикан прояснить, каково официальное отношение церкви к греху ростовщичества. Ответ им дала Конгрегация доктрины веры (бывшая Святая инквизиция), а возглавлял её тогда кардинал Ратцингер (а с 19 апреля 2005 по 28 февраля 2013 года он был папой римским под именем Бенедикт XVI). Смысл ответа был в том, что нового определения ростовщичества нет, и не было. А неофициально мексиканским отцам сообщили, что, к сожалению, в Риме не осталось ни одного эксперта по этой теме, ибо все они теперь специализируются на проблемах прелюбодеяния и абортов.

…Сегодня только исламские лидеры, и то не все, говорят о недопустимости взимания процента на деньги. В исламе это грех, по тяжести семидесятикратно превосходящий грех прелюбодеяния. Но, однако, и там существуют разные виды банков: вполне европейские, дающие деньги под процент; чисто мусульманские, в которых процента на деньги нет; и смешанные. Православные народы помалкивают. Протестанты «процент» обожают, как и прочее непотребство.

При таком отношении к проблемам денег, у человечества надежды на спасение нет. Придётся ещё разок «наступить на грабли» царя Валтасара.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл. Из открытого доступа.

На ту же тему: У вас нет денег? – а по-другому и быть не может

Грабли
0