Найти в Дзене
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: Фарфор Владимира Семёнова

Друзья, в знак благодарной памяти и в день рождения выдающегося мастера хочу поделиться с вами заметкой о скульпторе-модельщике посудных форм Владимире Лаврентьевиче Семёнове (18 июля 1914, посёлок Батановка Новгородской губернии – 19 октября 1978, Ленинград).

Воронов Н. От модельщика до художника // Декоративное искусство СССР, 1959. – № 3. – С. 33–35.

Широко известно своими изделиями из фарфора – сервизами, вазами, статуэтками – одно из лучших керамических предприятий нашей страны – завод имени М. В. Ломоносова. Большой коллектив художников и скульпторов работает здесь над новыми образцами изделий для массового производства и над произведениями для выставок и музеев. Среди них М. Мох, Э. Криммер, А. Воробьевский, С. Яковлева, А. Ефимова, В. Семёнов и многие другие талантливые мастера фарфорового дела.

В настоящей статье хотелось бы рассказать об одном из них – Владимире Лаврентьевиче Семёнове. Нас заинтересовал творческий путь Семёнова, всю свою сознательную жизнь связанного с Ломоносовским заводом. Судьба его является примером тех безграничных перспектив и возможностей для творческого роста, которые даёт нашим людям Советская власть. Коллектив и партийная организация завода сумели создать условия, благодаря которым скромный юноша-модельщик постепенно вырос в первоклассного художника, участвовавшего на многих всесоюзных и международных выставках и удостоенного высшей награды на Всемирной выставке в Брюсселе.

Худощавый паренёк, недавно вернувшийся с армейской службы, пришёл устраиваться на работу на Ломоносовский фарфоровый завод. В отделе кадров посмотрели его бумаги – данные у молодого человека оказались подходящие: потомственный керамист, родившийся и выросший в посёлке при заводе «Красный фарфорист» Чудовского района Новгородской области и там же окончивший художественно-промышленную школу. Демобилизованного красноармейца зачислили модельщиком в художественный цех, возглавляемый главным художником завода Н. М. Суетиным. Это было 22 года тому назад.

Успешно работая модельщиком, Владимир Семёнов находил время и для самостоятельной творческой работы.

Владимир Семёнов. Скульптура «Белый медведь на льдине». 1940-е. ГФЗ. Высота 7,6 см. Государственный Эрмитаж / Д-С-994. Госкаталог: 7081756. Источник: goskatalog.ru
Владимир Семёнов. Скульптура «Белый медведь на льдине». 1940-е. ГФЗ. Высота 7,6 см. Государственный Эрмитаж / Д-С-994. Госкаталог: 7081756. Источник: goskatalog.ru

Его первые вещи – петушок, белый медведь на шаре и другие, – выполненные в 1940–1941 годах, ещё не были самостоятельны. Однако в них уже угадывался незаурядный художник. На заводе начали поговаривать о том, что молодому мастеру надо дать дорогу, пустить какую-нибудь его вещь в массовое производство.

Начавшаяся Великая Отечественная война временно прервала творческие поиски, не дала возможности развернуться таланту Владимира Семёнова. С первых же дней войны он ушёл на фронт защищать город Ленина. Молодой художник воевал на одном из самых тяжелых участков Ленинградского фронта – на так называемом «Невском пятачке» под Дубровкой. Здесь он был ранен, лежал в госпитале, а после выздоровления служил в автобатальоне на Ладожском озере.

Владимир Семёнов (модель). Евгения Олейник (роспись). Пудреница с крышкой с фигурой белого медведя. 1947. ГФЗ. Высота 10,3 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2899. Источник: hermitagemuseum.org
Владимир Семёнов (модель). Евгения Олейник (роспись). Пудреница с крышкой с фигурой белого медведя. 1947. ГФЗ. Высота 10,3 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2899. Источник: hermitagemuseum.org

В декабре 1945 года Владимир Лаврентьевич снова, как и 8 лет назад, пришёл на завод имени Ломоносова. Но теперь за его плечами была не только художественно-промышленная школа, но и опыт модельной работы, прекрасное знание технологии, первые творческие успехи, а кроме того – самое главное и самое драгоценное для художника – большая жизненная школа.

С 1947 года Владимир Лаврентьевич начал творческую работу как скульптор или, по заводской терминологии, «художник по форме». В настоящее время он является одним из ведущих художников завода. Им выполнено несколько десятков самостоятельных работ. Он участник республиканских и всесоюзных выставок.

Как художник с оригинальным творческим почерком Семёнов полностью сформировался в послевоенные годы. В большинстве его работ привлекает высокая культура формы, логическая простота и ясность замысла, соответствие требованиям современного стиля.

Одной из первых послевоенных работ художника был сервиз «Кофейный» (1948–1949). В основу построения чашки положена форма полуцилиндра – технологически наиболее лёгкая для выполнения.

-6

Однако художник чуть отгибает края чашки, утолщает низ тулова, делает ножку – и вместо надоевшей примитивной формы получается пластичная и изящная. Те же принципы построения лежат в основе других предметов сервиза – сахарницы, кофейника и молочника, но в двух последних пропорции более вытянуты, что в известной мере лишает их оригинальности.

Владимир Семёнов (форма). Александра Щекотихина-Потоцкая (роспись). Миска суповая из сервиза «Мир и хлеб». 1950. ГФЗ. Высота 26 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-3976. Госкаталог: 16381624. Источник: goskatalog.ru
Владимир Семёнов (форма). Александра Щекотихина-Потоцкая (роспись). Миска суповая из сервиза «Мир и хлеб». 1950. ГФЗ. Высота 26 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-3976. Госкаталог: 16381624. Источник: goskatalog.ru

Интересен столовый сервиз, созданный Семёновым в конце 40-х годов. Освоение его явилось определённым этапом в работе завода, так как в довоенные годы Ломоносовский завод не выпускал столовой посуды. В этом сервизе особенно удачны суповая миска, блюдо, салатница, маслёнка, соусник. Им приданы простые, благородные, какие-то удивительно домашние «хлебосольные» формы. В лаконичном и современном по пластике столовом сервизе чувствуется едва уловимый национальный элемент.

Владимир Семёнов (форма). Чашка с блюдцем из сервиза «Дольчатый». 1952. ЛФЗ. Высота 5,7 см. Диаметр 16 см. Государственный Эрмитаж / Д-С-1553. Госкаталог: 7081921. Источник: goskatalog.ru
Владимир Семёнов (форма). Чашка с блюдцем из сервиза «Дольчатый». 1952. ЛФЗ. Высота 5,7 см. Диаметр 16 см. Государственный Эрмитаж / Д-С-1553. Госкаталог: 7081921. Источник: goskatalog.ru

Над чайным сервизом «Дольчатый» Владимир Лаврентьевич начал работать в 1953 году. Долька – мотив, нередко использовавшийся в фарфоровой посуде. Но Семёнов сумел придать дольчатым формам вид и пропорции, напоминающие лепестки наших полевых и садовых цветов – ромашек, ноготков, маргариток. В этом сервизе удачно решены формы блюдца, чашки и полоскательницы.

К сожалению, нельзя того же сказать о чайнике, сахарнице и молочнике. Основной мотив сервиза – венчик цветка – не звучит здесь в полную силу, он придавлен тяжёлым, конструктивно неоправданным верхом.

На Выставке прикладного искусства РСФСР в 1957 году и на Всесоюзной художественной выставке к 40-летию Октября внимание многих посетителей привлекали оригинальные вазы для цветов работы Семёнова.

Художник прошёл в своём творческом развитии долгий путь от строгих, почти классических образцов ваз средней величины, через характерное для 40–50-х годов увлечение огромными парадными вазами и до этих чрезвычайно простых, удобных маленьких вазочек для небольшого букета, способных оживить туалетный стол или тумбочку перед кроватью.

Владимир Семёнов. Ваза «Морская». 1957. ЛФЗ. Высота 10,7 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5696. Источник: hermitagemuseum.org
Владимир Семёнов. Ваза «Морская». 1957. ЛФЗ. Высота 10,7 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5696. Источник: hermitagemuseum.org

В масштабе, форме, раскраске этих ваз особенно чувствуется благотворное влияние китайского искусства, где веками выкристаллизовывались изящнейшие формы маленьких ваз, вазочек, амфор, флаконов и т. д.

Владимир Семёнов. Ваза «Спираль». 1957. ЛФЗ. Высота 16,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5163. Источник: hermitagemuseum.org
Владимир Семёнов. Ваза «Спираль». 1957. ЛФЗ. Высота 16,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5163. Источник: hermitagemuseum.org

Близко познакомиться и изучить искусство Китая Семёнову удалось во время его полуторагодовой творческой командировки в эту страну.

Владимир Семёнов. Ваза «Кристалл». 1956. ЛФЗ. Высота 15,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5161. Источник: hermitagemuseum.org
Владимир Семёнов. Ваза «Кристалл». 1956. ЛФЗ. Высота 15,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5161. Источник: hermitagemuseum.org

Среди небольших ваз художника наиболее оригинальной является трёхгранная ваза «Кристалл». Следует отметить, что сплошная чёрная декорировка внешней поверхности этой вазы, покрытой матовой краской, вызывала возражения у ряда художников, искусствоведов и некоторых посетителей выставок, где она демонстрировалась.

Раздавались голоса, что белый тонкий фарфор совершенно теряет при такой декорировке присущий ему цвет и полупрозрачность. В какой-то мере с этими возражениями нужно согласиться. Однако следует иметь в виду, что форма вазы построена таким образом, что при рассмотрении её в любом повороте всегда видна внутренняя белая поверхность хотя бы одной из трёх её граней. Кроме того, форма вазы сделана «раскрытой» и поэтому в неё нельзя поставить большой толстый букет; она рассчитана на несколько ярких цветов или веток зелени, которые также не закроют всю внутреннюю поверхность, а лишь подчеркнут её белизну. В целом, следовательно, чёрный цвет внешних граней не «убивает» белизну фарфора, а лишь декоративно подчёркивает, усиливает её.

Изотов Е. Победа русского фарфора // Ленинградская правда, 1958, 18 сентября (№ 220).
Изотов Е. Победа русского фарфора // Ленинградская правда, 1958, 18 сентября (№ 220).

Ваза «Кристалл» была удостоена премии «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе.

Владимир Семёнов. Медальон «А.В. Суворов». 1950. ГФЗ. Диаметр 16,5 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2897. Источник: hermitagemuseum.org
Владимир Семёнов. Медальон «А.В. Суворов». 1950. ГФЗ. Диаметр 16,5 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2897. Источник: hermitagemuseum.org

В плакетках и фарфоровых медалях Владимир Лаврентьевич Семёнов выступает не как художник «чистой формы», а как скульптор, мастер тонкого и изящного барельефа. Пожалуй, лучшим произведением художника в этой области является выполненная к 150-летию со дня смерти А. В. Суворова плакетка с барельефным портретом великого полководца, сделанным в трёхчетвертном повороте.

Владимир Семёнов. Штофы. 1953. ЛФЗ
Владимир Семёнов. Штофы. 1953. ЛФЗ

Кроме описанных произведений, художником создано немало чашек, туалетных приборов, сувенирных наборов, в том числе набор штофов и стаканчиков к 250-летию Ленинграда, где творчески использованы старые формы петровской посуды, и целый ряд других вещей.

Не все работы Семёнова равноценны. Иногда художник создаёт не свойственные фарфору жёсткие, резкие, натуралистические формы.

Своими художественными достижениями Семёнов во многом обязан прекрасному знанию технологии производства. Не секрет, что некоторые консервативно настроенные инженеры противятся освоению новых изделий, заявляя, что новую созданную художником вещь обязательно в сушке будет «вести», а в обжиге «рвать» и т.д. Семёнова не пугают эти «угрозы» – и не только потому, что его вещи технологичны. Когда его новые работы действительно не выдерживают некоторых принятых в практике технических режимов и параметров, он меняет, улучшает, рационализирует их, потому что является не рабом технологии, а её хозяином. Можно лишь пожелать, чтобы наши молодые художники фарфора так же хорошо знали и владели техникой, как ею владеет Владимир Лаврентьевич. Путь, пройденный Семёновым от модельщика до художника, открыл ему многие тайны фарфорового производства, а главное – научил тому, что все секреты находятся в руках человека и подчинены его воле, разуму, таланту.

Владимир Семёнов (автор формы и росписи). Чайник из сервиза «Движение». 1960. ЛФЗ. Высота 17 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-6581. Источник: collections.hermitage.ru
Владимир Семёнов (автор формы и росписи). Чайник из сервиза «Движение». 1960. ЛФЗ. Высота 17 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-6581. Источник: collections.hermitage.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив