Найти тему

Как психологическую сферу заняли не психологи и что с этим делать

Автор

Об актуальной ситуации на рынке психологических услуг, о том, как эта сфера выглядит со стороны клиента, а также как и где психологу следует размещать информацию о своих услугах и каким образом привлекать клиентов, рассказала на встрече «Как психологическую сферу заняли не психологи и что с этим делать» в рамках новой серии мероприятий СПбПО Ксения Стальмакова, клинический психолог, руководитель образовательных проектов, основательница коммуникационного агентства Gigitalica.

Ксения отметила сложность формулировки определения «настоящего психолога» и использовала следующее понятие:

«Профессиональный психолог имеет высшее психологическое образование, использует в работе инструменты с доказанной эффективностью, соблюдает этический кодекс, обучается, повышает квалификацию, проходит супервизию, посещает профессиональные мероприятия».

Ксения разделила понятия квалифицированного психолога и специалиста, работающего с психологическими запросами, а также обозначила неравномерное соотношение между людьми, которые обращаются к специалистам-психологам, и теми, кто не обращается к специалистам или обращается к неспециалистам. В связи с этим она рассказала о том, как в целом можно влиять на перераспределение сил:

  • увеличивать количество квалифицированных специалистов (этим занимаются отдельные учреждения);
  • исключать из профессионального сообщества специалистов, не отвечающих профессиональным требованиям (сложность в том, что непонятно, кто будет исключать и по каким критериям);
  • повышать видимость квалифицированных специалистов.

Именно последний пункт стал центральной темой встречи.

Ксения пояснила особенности распространения информации в интернете, в частности в русскоязычной среде. Например, успешность проекта определяется не его содержанием, а позиционированием и продвижением, а количество подписчиков, лайков, отзывов является аналогом репутации для аудитории.

Ксения рассказала о кейсах «лидеров мнений» Елены Блиновской, Милы Левчук и Михаила Лабковского, объединенных тем, что все они работают с психологическими запросами. «Получается, что личность со значительным социальным весом, тысячами отзывов и красивым описанием своих компетенций обещает решить психологический запрос клиента, но решает его не через психологический инструментарий, а “авторский”», — отметила Ксения.

Она рассказала о том, как может развиваться ситуация после использования подобного «авторского» инструмента.

Человек с радостью принимает этот инструмент, начинает активно использовать его в своей жизни и пропагандировать другим. Однако если бы он обратился к профессиональному психологу, то мог бы получить более высокое качество услуги и значительнее улучшить качество жизни.

Другие люди, если этот инструмент им не помог, поставят на себе крест и не будут обращаться к другим специалистам: «раз уж даже этот не помог, а всем помогает».

В третьем случае человек может увидеть сомнительность инструмента и отказаться его использовать, но зачастую люди идентифицируют этих специалистов с психологической сферой и делают заключение, что все психологи — шарлатаны.

«Почему не психологи любят говорить на психологические темы? Потому что психологические запросы — лучшие триггеры продаж», — пояснила Ксения.

Однако в этом, по словам Ксении Стальмаковой, есть и положительные стороны:

  • формирование запроса на психологические услуги от общества;
  • становятся известны запросы общества;
  • нормализация разнообразия: понимание, что другой человек может отличаться от тебя и это нормально;
  • повышается значимость ментального здоровья.

Тем не менее, были названы и негативные моменты. Потребители привыкли к сложившимся в онлайн-среде правилам предоставления информации; выбирают специалистов или бренд по упаковке, позиционированию и отзывам. Когда клиент приходит к психологу, он хочет видеть то же самое: контент, который создает психолог, отзывы о нем.

Ксения Стальмакова объяснила, почему именно сейчас сложилась беспрецедентная ситуация на рынке психологических услуг: «Закрылись некоторые социальные сети и «лидеры мнений» лишились части аудитории. Пока они, перейдя на другие площадки, стараются заново собрать аудиторию — у психологов есть возможность подключиться к этому процессу и перехватить высвободившееся внимание аудитории, перевести его на квалифицированных специалистов. Поэтому необходимо изучить уже сложившиеся на рынке правила и адаптировать их для психологической сферы, чтобы это не противоречило этическим принципам и основам работы психолога».

«На данный момент в нашей среде накопилось достаточное количество сложностей: в коммуникации с клиентами, в вопросах, связанных с позиционированием. В других сферах эти проблемы решает маркетинг. Но мне кажется, на данный момент профессиональное психологическое сообщество не любит маркетинг... Потому что он ассоциируется с продажами, манипуляциями, попытками управлять вниманием», — отметила Ксения Стальмакова.

«Однако то, что у нас ассоциируется с активными продажами, — лишь часть маркетинга, — подчеркнула Ксения. — Предполагается, что нам нужно понять нашего клиента и “упаковать” себя как специалиста: предоставить такую информацию клиенту, чтобы он понимал, подходим ли мы ему или не подходим. В этом случае, если у нас есть должное позиционирование, то сам акт продажи не будет происходить в том ключе, который кажется нам неэтичным».

Ксения рассказала, что важно для правильного позиционирования:

  • необходимо определить целевую аудиторию, сформулировать, кто потенциальный клиент: пол, возраст, семейное положение, профессия, место жительства, ценности, окружение, образование, опыт;
  • определить, с какими темами вам как психологу больше нравится работать; какие запросы являются для вас наиболее интересными;
  • говоря о своей работе, важно использовать понятные формулировки, давать подробное описание процесса (даже если вам самому все кажется очевидным) и разъяснять свои принципы работы.

Клиенты хотят понимать, чем этот специалист отличается от других, что это в целом за человек, подчеркнула Ксения. «Здесь довольно острый момент, — отметила Ксения. — Можно встретить разумное возражение: как психолог может проявлять свою личность в публичном пространстве, если предполагается, что личность психолога должна оставаться нераскрытой? Но вместе с тем нас всех учили, что личность психотерапевта является важной для терапевтического процесса. То есть через личность психолога клиент может получать терапевтический эффект. Поэтому личность в целом важна. Но показывать её до того, как вы вступили в терапевтические отношения, — нельзя. Как тогда клиенту выбирать специалиста?»

В заключение встречи Ксения Стальмакова дала психологам рекомендации для продвижения:

  • заполнить профили на доступных площадках;
  • создавать контент, ориентированный на целевую аудиторию;
  • делать публичные выступления (в т.ч. онлайн);
  • давать комментарии для СМИ и различных проектов

Стальмакова Ксения Вячеславовна

клинический психолог, руководитель образовательных проектов, основательница коммуникационного агентства Gigitalica.
Санкт-Петербург

-2