Человечество ставит нечаянные эволюционные эксперименты с бронзового века.
Все сельскохозяйственные организмы — результат искусственного отбора. И они одни из самых успешных на Земле.
Сорняки, однако, тоже хотят жить. Иногда они учатся притворяться ценными культурами — так хорошо, что неопытный земледелец не отличит их в поле. А машина не сумеет отсортировать семена. Такая ситуация называется вавиловской мимикрией.
Типичный пример — рис и его злостный сорняк, ежовник обыкновенный (Echinochloa crus-galli). У ежовника есть рисоподобная форма, которая значительно отличается от «дикой» формы и в вегетативном состоянии почти неотличима от риса. Самое интересное — ряд генов у неё тоже похож на соответствующие гены риса.
Находясь под тем же эволюционным прессом, некоторые сорняки приобретают хозяйственно полезные признаки. Это случилось с рожью и овсом: поначалу они просто загрязняли посевы пшеницы и ячменя. Потом их семена стали крупнее, ости редуцировались, и их стали возделывать.
Удача вышла огромная: рожь и овёс устойчивей к суровому климату и прекрасно растут там, где пшеница не вызреет. Бывшие злостные сорняки стали ценными культурами.
Эта история успеха скорее исключение. Обычно вредные организмы под давлением отбора попросту становятся устойчивы к антибиотикам и пестицидам: выжившие нечувствительные мутанты размножаются, и когда-то эффективный препарат перестает работать.
Предотвратить устойчивость можно, если пользоваться средствами защиты грамотно. Для начала – строго соблюдать инструкции производителя.