Найти в Дзене

Подружите дошкольника с книгой!

Оглавление

Выбор детских книг — дело непростое. Казалось бы, магазины буквально ломятся от изданий, можно подобрать на любой вкус. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Потолще или потоньше? С реалистичными или с «мультяшными» картинками? Зачем вообще ребенку нужны книги, какая польза от них?

Зачем детям нужно читать?

Между тем ученые доказали, что чтение в течение 6 минут снижает уровень стресса более чем в 2 раза. Прослушивание спокойной музыки и пешие прогулки — лишь на втором и третьем месте в снятии стресса.

Исследователи из Великобритании утверждают, что чтение приносит для организма такую же пользу, как и фитнес для мышц, потому как во время этого процесса человек упражняет весь мозг.

В чем основная польза чтения?

Польза книги для детей не подлежит сомнению. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребенка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление малыша о мире, знакомит со всем, что окружает ребенка: природой, предметами и т. п.;
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию;
  • воспитывает, учит правилам взаимодействия в обществе, формирует понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и интернет, значительная часть эфира которого состоит из детских фильмов и научно-популярных передач. При чтении мы словно погружаемся в книгу, визуализируем сюжет, представляем себя участником драматических действий. В этот момент начинают работать те отделы серого вещества, которые в отсутствие подобной нагрузки обычно спят. Ни компьютерные игры, ни просмотр телепередач не дают подобного эффекта.

Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей. Если хотите воспитать будущего читателя, то воспитывайте интерес к книге не только когда ребенок начинает ходить, говорить и разговаривать без остановки. Начинать надо с того момента, когда малыш начинает пробует мир.

Выбирая книгу, помните:

1. Книга должна соответствовать возрасту и умственному развитию ребенка.

2. Она должна содержать доступный, приемлемый в психолого-педагогическом плане материал.

3. Детские книги для самых маленьких (от года до трех) должны быть небольшими по формату, с твердой обложкой, с яркими и понятными картинками. Лучше всего истории, в которых действуют знакомые ребенку персонажи — люди, животные и даже предметы, ведь маленькие дети всю окружающую реальность воспринимают как живую и одушевленную.

4. Современная литература для детей многообразна и обширна по содержанию. Если вы боитесь ошибиться в выборе достойной книги, приобретайте книги авторов, проверенных временем (стихотворения А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой, Е. Благининой, А. Усачева и др., сказки и рассказы А. Пушкина, П. Бажова, Е. Чарушина, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки, А. Гайдара, А. Толстого, В. Сутеева, Э. Успенского, Г. Остера, Т. Крюковой, С. Козлова и др., народные сказки, а также замечательные авторские сказки зарубежных авторов: Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, А. Милна и др.).

5. Иллюстрации в детской книге должны быть на каждом развороте, изображения — похожими на реальные, в приятной для глаз цветовой гамме, во всех деталях они должны соответствовать тексту, вызывать положительные, доброжелательные эмоции.

Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Читайте с детьми как можно больше, а главное — обсуждайте то, что прочитали!

О. ЧЕРТЫКОВА,
воспитатель
д/с «Орлёнок»

Фото из открытых источников