Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Когда телеканал «Культура» застегнет свою ширинку? Тайны Юла Бриннера и Вождя народов в отдельно взятой передаче

Оглавление

Смотрела Лигу Чемпионов, и черт меня дернул после блестящего матча переключиться на «Культуру». В архиве обнаружилась передача про Мосфильм на ветрах истории. Повествование о славном прошлом киностудии велось от лица некоего Добродеева, рядового редактора, который пришел в киноиндустрию в эпоху «малокартинья» и сделал карьеру.

Главные герои «малокартинья»

То наш герой, повторяя все перестроечные штампы, рассказывает о деспотичном Пырьеве, который бьет неугодного переводчика палкой, то мы снова и снова переходим к Чиаурели и «культу личности». Сталин читает сценарий «Падения Берлина» с карандашом и после фразы «За Родину!» беззастенчиво дописывает реплику героя: «За Сталина!».

Михаил Геловани в роли Иосифа Сталина в фильме «Падение Берлина» (1950)
Михаил Геловани в роли Иосифа Сталина в фильме «Падение Берлина» (1950)

Вот актер Геловани «ходит над пропастью» и переживает, что его, возможно, посадят после шутки Сталина: «Неужели я такой красивый и такой глупый?». В передаче про Мосфильм вообще слишком много Сталина, который кино пусть и не снимал, но его курировал — и редактор, и заказчик, и продюсер в одном лице, словно постоянный обитатель киностудии. А еще он очень много всего думал про себя (и, видимо, делился мыслями с Добродеевым) — авторы буквально рисуют образ переменчивого, все время рефлексирующего, иррационально-мнительного Вождя.

Вот другой артист, Дикий, тоже в роли Сталина — уже не с грузинским, а с дореволюционным аристократическим акцентом: это повод рассказать об актере (в будущем — лауреате пяти Сталинских премий), осужденном «всего лишь за один ужин в ресторане гостиницы «Метрополь». Туда его пригласила бывшая жена Екатерина Корнакова. Она оказалась в Москве проездом с Дальнего Востока в Лондон вместе с отцом будущего известного актера Юла Бриннера. Передача как бы намекает, что звезда Голливуда — плод этого союза. Подробности ужина Добродеев тоже застенчиво умолчал, а ведь это интереснейший эпизод! А еще — наглядный пример того, какие халтурщики работают на телеканале «Культура».

Алексей Дикий в роли Иосифа Сталина в фильме "Сталинградская битва" (1949)
Алексей Дикий в роли Иосифа Сталина в фильме "Сталинградская битва" (1949)

Путаница с Юлом Бриннером и его предками

Добродеев (а он, замечу в скобках, никакой, конечно, не рядовой редактор, а отец того самого Добродеева Олега, руководителя ВГТРК — наверное, поэтому в передаче слишком мало редактуры, ведь не царское это дело — быть редактируемым) рассказывает, как жена Дикого уезжала в Англию с неким иностранцем Бриннером. Дальше у них родится знаменитый сын Юл Бриннер. По такому тексту грешным делом можно подумать, что Екатерина Корнакова этого Юла Бриннера и родила! Но ведь это вранье не просто в квадрате — в кубе! Как редактор пропустил в эфир «иностранца» Бориса Бриннера, если это был никакой не иностранец, а российский подданный, крупный промышленник Борис Бринер — дополнительную букву «н» Юл добавит себе уже потом, так что и фамилию «Культура» переврала.

Да и сам Юл родился в 1920-м во Владивостоке, за четыре года до встречи своего отца с первой женой Дикого Корнаковой, и родила его — тогда еще не Юла, а Юлия, и не Бриннера, а Бринера — не актриса Екатерина Корнакова, бывшая жена Дикого, а Мария Бринер, в девичестве Благовидова. Да и к Лондону Юл Бриннер отношения никакого не имел — его семья эмигрировала из России в Париж в 1934, затем переехала в Харбин, а потом в США.

Юл Бриннер в роли Дмитрия Карамазова (1958)
Юл Бриннер в роли Дмитрия Карамазова (1958)

Борис Бринер познакомился с Корнаковой в 1924 году. Тогда он представлял интересы английской компании — чтобы понимать масштаб его деятельности, стоит упомянуть, что с его фирмой работал сам Феликс Дзержинский, когда возглавлял ВСНХ. В 1937 году, когда арестовали Дикого, ни в какой Лондон Бринер с Корнаковой не собирались — годы с 1932 по 1945 он провел в Харбине. В Лондон он мог отправиться в 1931 году, то есть за шесть лет до ареста Дикого.

Застегните эту ширинку

В общем, история эта странная, витиеватая, с прошлым Мосфильма — темой передачи — никак не соотносится. Вместо конкретных фактов на нас вывалили кучу непроверенной перевранной информации, обрывки слухов и сплетен, а вот ответа на логичный вопрос «за что все-таки арестовали артиста Дикого?» зрителю никто так и не дал. Посадили, как всегда, «ни за что», а потом наградили пятью Сталинскими премиями, которые недавний узник ГУЛАГа беззастенчиво принял и не поперхнулся...

Дальше нам расскажут про эпизод с престарелым Чиаурели, который принимая гостей забыл застегнуть ширинку. А закончится все это великолепие самой страшной тайной Вождя — его внебрачным сыном… Очевидец всех этих событий даже не помнит, как правильно пишется фамилия отца Юла Бриннера, забывает, за что посадили Дикого, но деталь про незастегнутую ширинку большого режиссера настолько врезалась ему в память, что это нельзя было не упомянуть в передаче, которая длится всего один час...

В итоге и саму эту ширинку под названием «Телеканал «Культура», чьи сотрудники вываливают это бредовое содержимое на своего культурного зрителя уже не первое десятилетие, тоже захотелось застегнуть, а лучше зашить навсегда.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡