Найти тему
Oleg Alifanov

Больной человек Европы

Это статья не о Зеленском. Больным человеком Европы называли Турцию в XIX веке. За остроумие Николаю I англичане впоследствии прилепили «чёрную легенду».

Сейчас таким больным человеком является Украина.

И вообще-то никто не обещал, что будет быстро. Занятно, что патриотично настроенным комментаторам желание властей поскорее закончить войну даже не подвергается сомнению. Подвергаются сомнению только меры, которые властями предпринимаются и которые к концу всё никак не ведут. Мол, хотели, как в Крыму: молниеносно и безболезненно, а не вышло.

А ведь война – это вариант предельной дипломатии по достижению выгодных условий послевоенного мира. Когда же ещё торговаться, как не во время войны? После войны будет уже поздно.

Исторически почти никогда и почти никакие власти не дают ответа о структуре будущего мира во время войны. «За свободу и независимость Родины», «Против тирании» – обычный тезис для всех правительств во все времена.

Очевидно, что торг идёт как на микро, так и на макроуровне. Вопрос «а чего, собственно, вы хотите?» от многочисленных барражирующих европейцев наталкивается на очевидное отсутствие формулировок с российской стороны. Ведь не демилитаризации же Украины, в самом деле. Что толку её демилитаризовывать Турцию году, эдак, в 1833? Она семимильными шагами двигалась к утилизации и сама.

Тут бы надо сказать честно, что мы добиваемся не де-милитаризации, а де-украинизации, но такого не сказано. Возможно, пока. Но разговоры, конечно, идут повсеместно.

Операция затягивается не из-за военных причин и не из-за ленд-лиза, а потому что в России не разработаны условия капитуляции, а на Западе пока не вполне готовы Россию в режим украинских капитуляций принять.

Потому что двести лет назад речь шла не о Турции, а о державах. Так и сейчас. Но Турция в своё время приложила титанические усилия к тому, чтобы быть полезной всем сторонам, так, чтобы Николай I в конце концов заявил, что выгоды от её существования превышают невыгоды. А Украине такой свободы манёвра сейчас уже не положено.

Не положено потому, что она и так живёт в режиме капитуляций.

В нём долгое время жила Османская Империя. Первое время они носили характер более-менее равноправных договоров, но с конца XVIII века являлись практически односторонними уступками. Впрочем, взамен Турция получала признание себя в качестве державы. Более того, державы, на которую распространялись легитимистские прерогативы монархического Священного Союза. Что в условиях эпохи государственного пиратства – «жизнь удалась».

Чтобы сохранить жизнь и лицо верховной власти, в Турции капитуляции подавались не как уступки, а как снисходительные дары великим державам гяурам. Помимо многочисленных торговых и налоговых привилегий, например, подданные европейских стран подчинялись законам своих держав, находясь на территории Османской Империи.

Ведь это только кажется, что «безоговорочная капитуляция» решает дело. Ничего подобного. БК нужно выставлять не проигравшей стороне, а вести торг об этом с прочими интересантами. Тем более с теми, которые укоренились в правах на капитуляции давно.

Даже Германия в конце ВМВ капитулировала условно, о Японии и говорить нечего. Дело было не в Германии и Японии, а в торге между союзниками. И торг сразу привёл в разделу на «зоны». До сих пор Германия имеет наибольший суверенитет в Восточной четверти, да и то, если припомнить, сколько высокопоставленного народу там полегло при аннексии, – и как – то вопросы остаются...

Японскую метрополию и вовсе поделили в мире виртуальном (реальные куски вернули Китай и СССР). Политическую систему и персональное влияние в клубах забрала Британия, не имевшая к разгрому Японии никакого отношения и сдавшаяся ей повсеместно. Америке же досталась экономика и – Окинава, замыкающая антикитайский периметр, за которым окопались проанглийские маоисты. Интересно, что СССР по сию пору попрекают в ничтожных территориальных приобретениях, а людей, без огрызка проглотивших великую нацию, поминают заздравно. Китаю ничего не вменяют, умный Китай, из-за которого СССР не подписал мирный договор с Японией, свой договор давным-давно заключил.

-2

Проблема тут не в Украине. Эта страна живёт в режиме капитуляций уже давно. Правда, России в условиях недостатка собственной субъектности, в режиме украинских капитуляций поучаствовать не довелось. Более того, весь режим капитуляций оказался направлен против неё. Более того, и сама Россия как-то невзначай оказалась пристёгнута к тому же режиму, да под насмешки и пинки, с клеймом своей «чёрной легенды». Чего стоят одни только безоговорочные требования прокачивать энергоресурсы через эту капитулировавшую и явно недружественную территорию. То есть, подчеркну, одну страну подвергали санкциям за то, что она пыталась возить свои товары в обход транзитёра.

Так что с наступлением на военных фронтах спешить, может, и ни к чему. Для переговоров (не с Украиной) подойдёт хорошее турецкое слово «бакалум». Неторопливые османские сановники употребляли его на встречах с вечно спешащими европейцами. Означает оно нечто вроде «посидим, покумекаем...» (У турецких постсоветских чиновников любимое слово «порешаем».)

А покумекать есть над чем.