К 2024 году РЖД планируют построить мост через Каму в рамках проекта Северного железнодорожного обхода Перми (4,65 км). Протяженность конструкции через водную преграду составит 1,14 км (русловая часть); с подходами — 2,8 км. Стоимость всего проекта оценивается в 35 млрд руб.
В начале 2022-го документация прошла государственную экспертизу и, по сообщению госкомпании, в текущем году должны приступить к подготовительным мероприятиям на участке. Основные работы будут развернуты с 2023-го. Ранее реализацию проекта намеревались начать в 2021-м с завершением в течение двух лет к 300-летию Перми. Но сроки пришлось перенести.
Отмечается, что создание новой однопутной дороги поможет оптимизировать перевозочный процесс и обеспечить пропуск прогнозируемого объема грузов на Транс-Сибирскую магистраль. Изначально линия задумывалась с целью переноса «железки» с левого берега Камы, которая проходит вдоль центральной части города и ограничивает доступ к набережной, а также негативно влияет на экологию.
Этот вопрос впервые был поднят в 2017-м бывшим в то время губернатором края Максимом Решетниковым. В сентябре того же года идею поддержал президент России Владимир Путин, находящийся с визитом в Перми. Отмечалось, что от станции Пермь-1 в северо-восточном направлении могут пустить трамвай.
Новая стальная магистраль через водную преграду должна соединить два берега чуть южнее Камской ГЭС — примерно в паре километров от последней. По ней будет осуществляться движение как пассажирских, так и грузовых составов Чусовского и Углеуральского направлений.
На первый взгляд может показаться странным необходимость подобного строительства с учетом уже имеющейся железной дороги, проложенной по сооружениям гидроэлектростанции. Однако, по словам главы региона, она в ближайшее время потребует дорогостоящего ремонта, поэтому более оптимальным вариантом является создание альтернативного пути. К тому же дамба, возведенная более полувека назад, не рассчитана на тот объем перевозок, который прогнозируется на ближайшие годы. А в случае ее закрытия на капитальный ремонт, груз, в том числе химические вещества, придется вести через город, что недопустимо.
В целом, рассматривалось несколько вариантов как трассировки, так и самого моста. В частности, последний предлагалось сделать совмещенным, пустив по нему и автотранспорт. Однако, от этой идеи отказались еще в 2018-м. Второй будет построен выше по течению и станет частью новой трассы — Северный обход Перми.
Эта инициатива оценивается почти в 80 млрд руб. Проектно-сметную документацию по ней одобрили в январе текущего года. На следующий месяц власти региона подписали предварительные соглашения с компанией «БТС-Мост» и Газпромбанком. Строить четырехполосную дорогу протяженностью 50 км с девятью развязками и мостом через Каму планируется с применением механизмов государственно-частного партнерства. Когда именно начнется реализация проекта — сказать пока сложно.
В статье использованы изображения ОАО «Институт Гипростроймост» / giprostroymost.ru