Как группе LED ZEPPELIN удалось в конце 60-х завоевать сердца поклонников рока ?
Дебютный LP группы неплохо продавался, и занял 10-е место в американских чартах, но этого явно недостаточно, чтобы объяснить феноменальный успех LED ZEP уже к концу 69-го. Очевидно, что в основном это связано с концертными выступлениями группы.
Многие известные музыканты, от AEROSMITH до THE WHO, вспоминают те концерты, на которых они в качестве зрителей впервые познакомились с ZEPPELIN, и LZ не понадобилось слишком много времени, чтобы перейти от выступлений на разогреве к хедлайнерству. Зрители увидели в них то, чего не было у ROLLING STONES или THE WHO.
«THE ROLLING STONES, несмотря на то, что были очень модными, просто играли песни», писала в 70-м журналист Лиза Робинсон. «А LED ZEPPELIN взяли блюз, добавили восточные мелодии и переключились на акустический фолк в середине этой же песни. Никогда не знаешь, что они собираются делать дальше. Они несомненно подняли рок-музыку на новый прогрессивный уровень».
Оглядываясь сейчас на историю своей группы, Джимми Пейдж придерживается похожего мнения. По словам Пейджа, чтобы реально понять сущность группы, надо было слушать живые выступления в течение нескольких месяцев. Постоянные эксперименты и импровизация LED ZEP на сцене стали отличительной чертой их концертных шоу, которые были не похожи на представления других групп, включая THE BEATLES.
Джимми Пейдж отметил, что LED ZEPPELIN постоянно прогрессировали и развивались на концертных площадках, в отличие от THE BEATLES
Как справедливо заметила Лиза Робинсон, LED ZEPPELIN не играли джаз и не выступали как джем-бэнд. Но они подпитывались энергией друг от друга и смело устремлялись в совершенно новые для себя направления, когда это что-то новое спонтанно рождалось на сцене. Такой подход держал в постоянном напряжении не только публику, но и самих участников группы.
«На концертах ZEPPELIN на сцене требовалось много концентрации», - сказал Джон Пол Джонс в интервью 2003 года. «Ты должен быть готов в любой момент». Когда Пейдж обсуждал в интервью альбом LED ZEPPELIN 1997 года The BBC Sessions, он подчеркивал, что группа постоянно развивалась.
«LED ZEPPELIN были группой, которая очень существенно меняла многое в своих песнях каждый раз, когда выступала», - сказал Пейдж. В качестве примера он привел две версии песни. «Версию You Shook Mе, открывающую The BBC Sessions, невозможно даже сравнить с тем вариантом, который был записан всего несколько месяцев спустя».
Для сравнения Пейдж предложил послушать записи THE BEATLES на BBC за несколько месяцев. «Если вы найдете две или три версии Love Me Do или какой-либо другой песни, все они будут идентичными», - сказал Пейдж. «И в этом была разница между нашими современниками и нами: LED ZEPPELIN никогда не повторялись, мы всегда двигались, меняли нашу музыку».
Пол Маккартни разъяснил подход THE BEATLES: составить концертную программу и придерживаться её
В конце 69-го, после того как THE BEATLES выпустили альбом Abbey Road, Пол Маккартни отвечал на вопросы Би-би-си о планах своей группы на будущие концерты (точнее говоря, об их отсутствии). Маккартни отметил, что идея выступлений «Великолепной четверки» на больших площадках во время длительных туров не кажется ему привлекательной с творческой точки зрения.
«После небольших клубов вы начинаете выступать в Peterborough Empire, Glasgow Empire, и вы получаете возможность большого шоу», - сказал Пол. «Но мы никогда не использовали по-настоящему разнообразную программу. Время от времени просто вставляли в сет новую песню. Для нас это просто выступление. Как только мы узнавали о новом предстоящем концерте, для нас в этом не было ничего интересного. Обычно это было просто "ну вот, опять"».
Да уж, это совсем не похоже на подход LED ZEPPELIN к концертам. Для Пейджа две версии ZEР You Shook Me на BBC Sessions говорят о многом. «Это было очень тонким признаком того, как группа начала склеиваться», - сказал Пейдж. «Мы все становились на сцене всё ближе и ближе, вплоть до телепатии».