Найти в Дзене
GAZ Rod Garage

Что душит двигатель ЗМЗ 53 (66)

Всех приветствую, в данной статье речь пойдет о двигателе линейки V8 производства ЗМЗ, модели 53 и 66 и что их ограничивает с течки зрения заводских компонентов.

Данные тесты связана тем, что занимаюсь установкой двигателей линейки ЗМЗ V8 в Волги, с последующей модернизацией и форсировкой, а начинать следует с основ, значит надо понять, что на базовой уровне ограничивает двигатель, за основу здесь приведены двигателя 53, 66, они имеют одинаковые компоненты с точки зрения пропускной способности, такие как ГБЦ, впускной коллектор, карбюратор, воздушный фильтр, хотя воздушный фильтр в данном тесте использован сухой, со сменным фильтрующим элементом, уже от двигателей 53-11, 6606 и последующих.

Что бы узнать, ограничивают ли компоненты двигатель, использован продувочный стенд с постоянным потоком разряжения водяного столба 28дюймов. В первую очередь была проведена продувка ГБЦ 66 (она же 13).

ГБЦ 66 1003015 в стандартном состоянии.
ГБЦ 66 1003015 в стандартном состоянии.

Далее идет впускной коллектор 66 в две плоскости, так называемый "Старого образца".

Впуск 66 СО
Впуск 66 СО

Для сравнения был проверен и впуск 511 (53-11) "Нового образца", имеющий каналы 30,8мм, хотя данный впуск с завода не устанавливался в паре с этими ГБЦ, но была модификация двигателя ЗМЗ 6603, где стояли ГБЦ 6603, они точно такие же по пропускной способности и всем параметрам, как 66 и 13, но впуск там был свой, ранний он внешне такой же, как и 53-11, 511 в одну плоскость, но каналы у него 32,4мм, к сожалению на руках такого впуска не было, потому был использован впуск 511.

Впуск 511 НО в одну плоскость.
Впуск 511 НО в одну плоскость.

Далее вместе с карбюратором.

Продувка впусков с карбюраторам К-135 (он же К-126Б, разница в меочях и жиклерах по отношению к К-135, что не влияет на пропускную способность, БД  27мм, смесительные камеры 34мм.)
Продувка впусков с карбюраторам К-135 (он же К-126Б, разница в меочях и жиклерах по отношению к К-135, что не влияет на пропускную способность, БД 27мм, смесительные камеры 34мм.)

Ну и воздушный фильтр.

-5

Сводная таблица с данными.

Продувка до 10мм подъема клапана, стандартный распредвал имеет подъем 9,3мм максимум.
Продувка до 10мм подъема клапана, стандартный распредвал имеет подъем 9,3мм максимум.

Как можно наблюдать впускные коллектора сжирают от ГБЦ энную долю производительности, но в паре с карбюратором К-135 это становиться фатальным, особенно критично с впуском 66 в две плоскости, то связано с тем, что производительность карбюратора слишком мала, а впуск 66 полностью разделен между верхней и нижней плоскостью, а это значит что одна камера карбюратора не видит другую и питает только всегда свои 4 цилиндра, когда у 511 впуска есть три соединяющих окна во впуске, и через которые идет подача смеси с камер карбюратора между левой и правой половиной впуска. Кто то наверное уже подумал, тол надо снести перегородку у впуска 66 и все наладиться, но в реальном двигателе не все так просто, убирание перегородки принесет просадку низких оборотов и отдачи до 2500ою/мин, за счет возвратных импульсов во время такта пуска и перекрытия от соседних цилиндров, что для грузовика точно фатально, и вся выгода сойдет к нулю, для волги еще применимо отчасти, все зависит от конфигурации двигателя и требуемых целей, но лучшее решение конечно поставить более производительный 2х, или 4х камерный карбюратор требуемой производительности с переделкой впускного коллектора. 511 впуск на данных ГБЦ даст больше мощности, но меньше крутящего момента. чем 66, даже с тем учетом, что ограничение по питанию меньше, здесь влияют факторы возвратных импульсов и малая длина основных каналов, на низкие обороты настроены только два самых длинных канала, не говоря уже про разница размера каналов впуска 30,8мм в ГБЦ где 43,8мм, что приводит к резком падению скорости потока , а значит к разрыву топливо-воздушной смеси в канале ГБЦ, потому применять такой впуск все таки лучше в паре с ГБЦ 53-11 и 66-06, для которых он был изначально создан.