Найти тему
Сергей Волков

«Маленькие трагедии»: как можно гармонизировать ненормальный мир

Оглавление

Читая «Маленькие трагедии» со школьниками, интересно смотреть за мотивами, которые прошивают эти четыре текста.

Здесь мы, конечно, идем за Лотманом («Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина», где много ценных наблюдений) и отчасти с удивлением обнаруживаем себя где-то на подступах к Б.М. Гаспарову с его мотивным анализом «Мастера и Маргариты» (см. книгу «Литературные лейтмотивы»).

Понятное дело, что речь идет о мотивах, создающих образ перверсированного мира. Человек охвачен страстью, искажается сам и искажает мир вокруг. В «Маленьких трагедиях» повсюду гибельные пиры, странно-легкое отношение к смерти; друг всыпает яд в стакан друга, сын поднимает дуэльную перчатку отца, любовники соединяются в присутствии трупа, мимо пиршествующих проезжает телега с мертвецами и так далее. Все извращено; оксюморонность и в самих названиях «Маленьких трагедий»: рыцарь должен быть щедрым, гость не может быть каменным... Пожалуй, только Моцарт выбивается из общей картины, возможно, знаменуя собой некую норму человека-гения.

А.Г. и В.Г. Трауготы. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям»
А.Г. и В.Г. Трауготы. Иллюстрация к «Маленьким трагедиям»

А дальше у нас на доске возникла система персонажей, которая оказалась похожей на сеть с неожиданными нитями и узлами. Многие персонажи оказываются отраженными в других – но в кривом зеркале (а какие еще зеркала у искаженного мира?). И один и тот же мотив дробится в гранях этих зеркал.

Вот есть, например, персонажи, которые «вольно предаются вдохновенью», творят импровизационно, щедро и обильно. Это, конечно, Моцарт – но и Лаура, но и внесценический Джаксон, но и отчасти Вальсингам (гимн Чуме он сочинил накануне ночью, когда бессонница его его томила – как и Моцарта), но и, конечно, Дон Гуан (как он пытается сочинить обращение к Доне Анне – и отбрасывает эту затею, решив выступить «импровизатором любовной песни»). Все эти персонажи бросают друг на друга тень, или свет, или отблеск. Лаура так же беспечна, как Моцарт – но если его беспечность трагически окрашена (хочется крикнуть ему – не пей!), то ее беспечность обнаруживает другие свойства (ну, например, нравственную глухоту, как в реакции на смерть Дона Карлоса – «Убит? Прекрасно! В комнате моей!.. Куда я выброшу его?»). Моцарт легок, он весь игра – но это игра на музыкальном инструменте, игра с ребенком на полу – а игра Дон Гуана с людьми так же ли безобидна?

Иными словами, если задать вопрос «Маленьким трагедиям» – хорошо ли иметь дар легкости, полета, игры, импровизации, то мы ответим и «да», вспомнив об одних героях, и «возможно», вспомнив о других, и «пожалуй, нет», вспомнив о третьих.

Кадр из фильма М. Формана «Амадей»
Кадр из фильма М. Формана «Амадей»

Так же дело обстоит и с героями другого типа. «Усильным, напряженным постоянством» продвигается в вершинам искусства Сальери – но не только. Так же собирает свои богатства Барон. Он же знает и трепет от мысли об убийстве (слова о ключе, которым отпирает сундуки, как о ноже убийцы; о людях, находящих в убийстве «приятность») – и Сальери примеряется к убийству, много лет нося с собой дар своей Изоры (а когда пустит его в дело, скажет: «и больно, и приятно»). При этом Сальери, обосновывая необходимость убийства Моцарта, ощущает святость, важность своего дела, он выступает от имени неких жрецов, он представитель ордена (рыцарь?). И он же – носитель неподвижной, окаменевшей идеи. Эта серьезность, невозможность игры, спонтанности, детскости, окаменелость втягивает в орбиту и Дона Карлоса, над мрачностью которого смеется Лаура, и его брата – Командора, воплощенное окаменение. Но как интересно: это мрачный, священный, строгий полюс системы персонажей при отражении в другой грани зеркала показывает иные стороны. Тот же Командор оказывается хранителем чести жены и мстителем за нее. Это в такой же мере сам Пушкин, как и Моцарт (тут, конечно, всем читать статью Ахматовой о «Каменном Госте»). Печатью мрачности отмечен и Вальсингам – а он у нас уже вязался одной ниточкой с Моцартом и Доном Гуаном. А к жреческому и священному, как никто, близок… Священник, призывающий кощунников прекратить пир и напомнивший Вальсингаму об умершей жене, Матильде – и именно после этого напоминания Вальсингам как будто просыпается от нравственного обморока.

Получается, если мы зададим «Маленьким трагедиям» вопрос, а хорошо ли быть служителем священного, серьезным, жреческим, мы так же, как в первом случае, скажем и «да», и «возможно», и «нет».

Сальери-Смоктуновский. Кадр из фильма М.Швейцера «Маленькие трагедии»
Сальери-Смоктуновский. Кадр из фильма М.Швейцера «Маленькие трагедии»

И это мы только начали располагать персонажей. А сколько там еще всяких ниточек, вяжущих, на первый взгляд, далеких героев! Альбер – несостоявшийся отравитель, а Сальери – состоявшийся. Черный человек Моцарта въедет на сцену негром-возницей в «Пире во время чумы». Родителей забыли и Вальсингам, и Альбер. «Виденье гробовое» приходит и к Моцарту, и к Дону Гуану. Бунтует против страха Вальсингам – и никого не боится «в Мадрите», даже короля, Дон Гуан – а потом не побоится и «пожатья каменной десницы».

Можно даже такое задание давать: читаешь кусок – это о ком? «Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных мне это стоило?» – под этими словами Барона подпишется и Сальери. «Я написал его прошедшей ночью, как расстались мы. Мне странная нашла охота…» – то ли Вальсингам, то ли Моцарт.

А.Г. и В.Г. Трауготы Иллюстрация к «Маленьким трагедиям». Фото с сайта https://tvermuzeum.ru/collection/items/illyustratsiya-k-proizvedeniyu-a-s-pushkina-malenkie-tragedii
А.Г. и В.Г. Трауготы Иллюстрация к «Маленьким трагедиям». Фото с сайта https://tvermuzeum.ru/collection/items/illyustratsiya-k-proizvedeniyu-a-s-pushkina-malenkie-tragedii

Таким образом, вполне возможно, что «Маленькие трагедии» написаны и о том, как всё связано в мире и через какое-то количество ответвлений и узлов обращается в свою противоположность. Как сложно жить. Как легко потерять ощущение нормы и не узнавать ее в перверсированном мире, как легко логика становится на службу искаженному, извращенному сознанию.

Почему же, спросил я в конце занятия школьников, мы, погрузившись в этот мир «Маленьких трагедий», возвращаемся оттуда с ощущением нормы? И почему нас тянет туда вернуться? За упоением на краю мрачной бездны – сказали одни. За проблесками света: есть Моцарт, есть Матильда, которая смотри на мужа с небес в финале – сказали другие. Или за пушкинскими стихами, которые гармонизируют своим строем самый страшный мир – добавил я.