Это значит: у ребенка развиты определенные психические способности, которые должны быть более или менее полно сформированными к моменту его поступления в школу.
Так как школа - это прежде всего обучение, то на первый план выходят преимущественно когнитивные (умственные) способности ребенка.
Давайте посмотрим👀, что подразумевает тестирование таких способностей у ребенка 6-7 лет. Ну, чтоб быть в курсе))
Задания психолога:
❇️ Способность понимать содержание речи
Например, детям читают две короткие сказки и затем предлагают выбрать из картинок те, которые подходят по содержанию к ним.
❇️Логическое мышление
🌀Детям показывают ряд взаимосвязанных по сюжету картинок, раскладывают их в логической последовательности, но оставляют в цепочке пустые места. Из набора оставшихся картинок ребенок должен выбрать те, что позволяют восполнить «белые пятна» в цепочке.
🌀Другое задание: из набора картинок требуется выбрать изображения предметов, относящихся к какому-нибудь общему понятию, например: «посуда», «одежда», «транспорт», «птицы». Одновременно ребенок должен указать «лишние» картинки — с изображением предметов, не относящихся к данному общему понятию.
❇️ Память
Детям предъявляют набор картинок, кратко обсуждают их, затем накрывают картинки материей и через короткое время спрашивают, какие картинки находятся под платком.
❇️Способность к концентрации и вниманию
Детям предлагают задание, напоминающее корректурную пробу: на карточке изображены ряды небольших однотипных изображений (кружок с разрывом с определенной стороны, квадратик, звездочка, кружок без разрыва и т.п.). Просматривая карточки, нужно найти и зачеркнуть картинку с заданными признаками.
❇️Понимание размеров и величин предметов
Детям предлагают ряд картинок с изображением предметов или животных. Все картинки одинаковы по размеру. Но в действительности размеры изображенных предметов и животных различны, например: жук, волк, слон, белка. Ребенка просят распределить картинки в соответствии с действительной величиной животного (предмета): в самый большой квадрат нужно поместить слона, в самый маленький — жука и т.п.
❇️ Понимание количественного состава множеств
На картинках, предъявляемых ребенку, изображены ряды (множества) предметов, отличающиеся между собой по количеству элементов. Длина ряда может не совпадать с количеством предметов. Например, длинный ряд может состоять из трех предметов, расположенных на значительных расстояниях друг от друга, а короткий — из пяти предметов, расположенных близко друг к другу. Ребенок должен определить, где больше, а где меньше предметов.
❇️ Способность рисовать простые формы по образцу
Ребенка просят точно срисовать фигуры определенных форм.
❇️ Способность узнавать и называть геометрические формы
Ребенку показывают различные геометрические формы и спрашивают, что это такое. Ребенок должен дать форме геометрическое название — назвать круг кругом, а не солнышком, квадрат и треугольник квадратом и треугольником, а не домиком.
❇️ Координация глаза и руки
Ребенку предлагают провести линию между различными точками, не касаясь их и границы, обозначенной заданной линией.
❇️ Способность планировать действия и выполнять инструкции
Ребенку предлагается выполнить три задания в заданной последовательности.
❇️ Способность воспринимать информацию на слух и «транслировать» понятое
Ребенку читают небольшой связный текст, предлагают ответить на вопросы по содержанию или кратко пересказать его.
❇️ Развитие фонематического слуха и звуковой стороны речи
🌀Ребенку читают предложения с трудным звуковым строем (например, скороговорки) и предлагают повторить их.
🌀Из ряда картинок просят выбрать те, которые изображают предметы, чьи названия начинаются на один звук (мишка, миска, мел; кот, крот, кабан, крыса; ложка, лодка, лавка).
❇️Умение считать
Детям дают задания сосчитать предметы или просто посчитать до десяти и обратно, быстро определить на глаз число пятен на кубике или предметов на картинке (обычно в пределах десяти).
👉Помимо вышеперечисленных заданий на определение уровня интеллектуального развития и некоторых психических функций, используют проективные методики, определяющие личностную и социальную развитость ребенка.
🌀Например, просят нарисовать человека и смотрят, все ли части тела изображены на рисунке. Если ребенок рисует «головонога», значит, у него еще не развито представление о человеке и о самом себе, и он пока не может считаться готовым к школе.
🌀Кроме того, считается, что ребенок, готовый к школе, должен знать свой адрес, номер телефона, имена и отчества родителей, их место работы.
Ваш ребенок уже готов к школе? Хотите пройти тестирование?