По долгу службы с разными людьми сталкиваться приходится. У всех свои странности и особенности. И к каждому нужно иметь свой подход. По разному надо разговаривать с тем, или иным пациентом. Убеждать. Успокаивать, когда это становится необходимым. Где-то – промолчать, чтобы не давать пищу для суждений и домыслов. Где-то – красноречиво стараться убедить в чём-то.
Для этого и был у нас специальный предмет в медколледже – «Медицинская этика и деонтология». Там учили - как нужно вести общение с пациентом в разных жизненных ситуациях. Если он, к примеру, лекарства не хочет принимать. Или в больницу ехать не желает.
Основной принцип – убеждай, но не дави. Убеждай словом, делом, поступками, и т. д. Главное – сохрани здоровье человеку.
В теории – всё понятно. Но на практике... Это, как говорится - другое. А с некоторыми – вообще нечто несуразное.
Пришёл как-то нам с напарницей вызов: «Боли в спине две недели. Пил вчера. 50 лет, мужчина».
Вызов в деревню, в километрах 30 от города. Наш район. Хоть и не в черте города находится. Днём там свой ФАП работает, а вечером – уже мы туда гоняем.
«Клиент», конечно, не бог весть какой. Но в «дальняк» съездить – это всё равно – милое дело. Поспать в дороге можно худо-бедно. Воды в бутыли для дома набрать из колонок. Вода там - первоклассная. На пейзажи деревенские из окна посмотреть. А то надоедает уже по городским каменным джунглям и дворам всю смену напролёт кататься.
Доехали мы, в общем, до нашего пункта Б, в полудрёме, любуясь на мелькающую природу.
Дом вызывающего, правда, не был похож типичный сельский уютный деревянный домик. То была старая гнилая советская времянка-общежитие, которое было построено ещё в доперестроечные годы для, скорее всего, каких-нибудь местных строителей.
С трудом нашли нужную комнату. Хозяин выглядел вполне соответствующе своему месту обитания, - грязный и опухший. В комнате царила атмосфера разгульной холостяцкой жизни одинокого немолодого мужичка, дополненная везде валяющимися пустыми бутылками, окурками, объедками, и прочей грязью.
- Спина у меня болит. Поясница... – с ходу начал рассказывать он.
- Давно? – спрашиваю, шаря глазами, и отыскивая более-менее чистое место, чтобы поставить свой чемодан.
- Да недели две уж…
- Обращались раньше куда-то?
- Да куда тут обращаться, в деревне в нашей…
- ФАП у вас тут работает каждый день до вечера.
- Да ну его… Я ж когда пью… - не так вроде болит. Как перестаю, - так схватывает опять… - честно пояснил он свою причину долгого необращения.
- А пьёте, получается, тоже недели две?
- А пью я… Да всю жизнь я пью… Сегодня вот только не пил. Денег нету... - выдал он ещё одно своё признание.
Кое-как найдя более-менее чистое место на подоконнике, и поставив туда чемодан, я осмотрел-прощупал-простукал мужичка. Было похоже на почечную колику справа. Возможно – камень.
- В больницу поедете?
- Да, поеду. Чё ж не поехать. – тут же согласился он.
«Поездка на скорой – последнее дело, когда больше нечего пить» - как шутят некоторые мои коллеги, переиначив строчку из песни Макаревича. Действительно, - что ещё остаётся делать, когда болеешь давно, а "лечебное зелье" - закончилось.
Достав с полки замызганный паспорт, и нахлобучив на голову не менее замызганную кепку, мужчина последовал за нами к выходу.
Всё пока шло вроде бы нормально. Но в пути случилось нечто интересное.
Дорога в больницу должна была проходить под железнодорожным мостом. И после дождя, обычно, на этом месте образовывался большой затоп. Днём как раз прошёл нормальный летний дождь с грозой, и водителем решено было ехать по другой дороге, так как машина могла увязнуть.
На это тут же обратил внимание наш похмельный пассажир.
- А чё он не так поехал?? – забеспокоился он.
- Там лужа под мостом огромная сейчас. Застрять можем. – пояснила помощница.
- А вы точно меня в больницу повезёте??!! – задал неожиданный вопрос тот.
- А куда ж ещё вас везти-то?
- Ну, вот... не знаю… Не знаю… Я недавно кино смотрел. Ужасы. Так там - скорая помощь вот так же на вызовы приезжала, а потом людей увозила в лес. И того их… - на органы. И в лесу закапывали…
Я, честно говоря, растерялся. Перед таким вопросом меня ещё не ставили. Даже в шутку. Но здесь шутливого тона явно не было. Мужичка всё больше охватывал страх и дрожь, хотя мы, как мне кажется, на Чикатил точно не были похожи. Разве только слегка мрачные... Кино он смотрел... Киноман.
Стоило учитывать, что годы алкоголизации организма, скорее всего, не прошли даром. Да и ещё и на фоне сегодняшней его абстиненции. С такими людьми – шутки плохи. Как учили нас на «Этике и деонтологии» - в подобных случаях надо говорить ласково. Вполголоса. Мягко развенчивая все опасения пациента. Желательно - с приветливой улыбкой.
И только я собирался применить эти самые знания в ход, и успокоить нашего паникёра, который за короткое время был уже на грани нервного срыва... Так Аня, опередив меня, раздражённо выпалила:
- Конечно - на органы!! У нас как раз одной донорской почки не хватает!! Вот вашу и заберём!!
И не успела Аня договорить свои последние слова, как он быстрым движение руки открыл заднюю дверь, возле которой сидел в этот момент, и исчез в дверном проёме. Прямо на ходу.
- Стооооооой!!! – крикнули мы хором с помощницей, обращаясь одновременно и к водителю и к «клиенту».
Водитель, не сразу поняв, что обращаются именно к нему, остановил машину. Между водителем и салоном – почти глухая стенка, поэтому он не знал, что у нас там происходило. Хорошо ещё, что ехал не быстро, так как глинистая просёлочная дорога и не позволяла этого делать. И сзади за нами никто не следовал.
Выйдя из "газельки", мы увидели, хоть и не сразу, как перепрыгивая через лужи, со скоростью антилопы, мужик всё дальше и дальше удалялся в закат. Адреналин - дело такое. Кому угодно придаст скорости.
- Убежал… - хмыкнула Аня, держа ладонь, как козырёк от солнца, и наблюдая за отдаляющейся точкой. – Как в карте его теперь описывать? «Отказался от помощи»?
- Пиши так. – согласился я. – «Отказался расписываться в отказе от помощи» тоже добавь. И «этику с деонтологией»-то не забывай, в следующий раз. Зачем так пугать было?
- Да кто ж знал-то… Придурок какой-то вообще...
Аня сама в тот момент испугалась не меньше.
От дома его мы отъехали недалеко. Но возвращаться не стали. Опять откуда-нибудь прыгать начнёт, чего доброго.
Нельзя всё-таки шутить в нашей профессии. Ой нельзя...
Пишите в комментариях, друзья, - что вы об этом всём думаете.
-------------------
Дорогие читатели. Если вы впервые здесь и вам интересно читать подобные медицинские истории, то обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые. Ведь некоторые посты, к сожалению, блокируются, но их могут видеть ПОДПИСЧИКИ канала. А также не забудьте про ваши лайки 😉👍.
P. S. Буду бесконечно благодарен за вашу помощь в реабилитации моего сына (Аутизм). Если вы хотите помочь, можете сделать любой перевод сбер:
5469 1600 2160 4017 (папа Эдуард).
Или по ссылке: https://pay.mysbertips.ru/78227695