Найти в Дзене
С Богом по жизни

СВЯТАЯ ЖИЗНЬ

“Ибо Я Господь, Я не изменяюсь; но вы, сыны Иаковлевы, не перестали ими быть. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их. Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, — говорит Господь Саваоф. — Вы скажете: «Как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиной и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня...” (Мал. 3:6-18).

Для Израиля святость не была предметом выбора; она была обязательной! “Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле” (Втор. 14:2; см. Лев. 11:44). В Новом Завете это требование еще категоричнее. Святость возникнет потому, что “новое сердце” будет стремиться к большей преданности. Она — единственная цель установлений Нового Завета. Павел писал: “Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Еф. 1:4). В самом деле, святость — это конечный пункт в логической цепочке рассуждений: если Бог свят (Лев. 11:44), а христиане являются Его детьми, то и христиане должны быть святы (Еф. 5:1).

Святая жизнь новозаветного христианства — это прекрасная жизнь. Это жизнь без лжи, коварства, извращения. У нее одна цель, одно правило и одно сердце. Лицемеров называют “двоедушными”, потому они делают вид, что идут за Богом, а на самом деле следуют за миром, но святость никогда не бывает “двоедушной”. Она искренна и цельна. Святая жизнь может удовлетворить самые глубокие нужды человека.

Мал. 3:6-18 замечательно говорит о святой жизни. Израиль не сохранил свою святость и развратился. Хотя израильтяне по-прежнему совершали религиозные обряды, в них не было истинной духовности (см. Мф. 15:7, 8). В ряде противопоставлений Малахия открывает Израилю глаза на святую жизнь. Его описание этой жизни и сегодня является руководством для всех, кто ищет Божьего благоволения. Некоторые сегодня напоминают древний Израиль. Они поставили святость на полку и исповедуют притворное христианство. Но их притворство не устраняет цель нашего святого Бога. Все должны “подражать Богу, как дети возлюбленные” (Еф. 5:1). Изучите описание Малахией этой святой жизни и сопоставьте с ней свою жизнь.

ЕЕ ОПИСАНИЕ

Малахия выделяет четыре основные особенности святой жизни.

(1) Святая жизнь неизменно праведна. Это противопоставляется человеческому непостоянству (3:6, 7). Малахия указывает Израилю на Божью неизменность. Бог постоянен в праведности. Благодаря Божьему постоянству, говорит Малахия, Израиль не перестал существовать (3:6). Бог дал Израилю обещание, и хотя Израиль отступил от своего обещания Богу, Бог не отступил от них! Это постоянство прямо противоположно типичному поведению человека. Человек переменчив (см. Чис. 23:19; Иак. 1:17). Но все равно человек думает, что он “святой”.

Живущие святой жизнью в своей праведности должны быть такими же неизменными, как Бог. Божья праведность вечна, и такой должна быть праведность человека (см. 2 Цар. 23:5). Христиане дали Богу обещание и обязаны его исполнять (см. Еф. 5:1, 8; 1 Фес. 2:12).

(2) Святая жизнь полностью посвящена Богу. Это противопоставляется тем, кто стремится к мирским целям (3:8-10). Слушателям Малахии с трудом верилось, что они не выполнили своего заветного обещания Богу (3:7). И пророк незамедлительно указывает им на одну из самых больших их ошибок — меркантильность! Его обвинение звучит резко. Они обкрадывают Бога, обманывая Его и не принося десятины! Какую-то часть они отдавали, но не исполняли Божий закон до конца. В неурожайные годы они, как правило, не полностью отдавали десятины и приносили положенные жертвы. Они считали, что имеют основание отдавать только часть. Но Малахия требует приносить “все десятины” (3:10). Часть неприемлема.

Бог требовал “всей десятины” не из жадности или деспотизма. Малахия обличает их потому, что Израиль забыл цель десятины. Это было трагическое свидетельство их бездуховности. Главная проблема Израиля была в их неспособности понять, что Бог является истинным владельцем всего, что они имеют. Бог не нуждался в десятинах Израиля (см. Пс. 49:10-12). Он требовал ее, чтобы Израиль знал, что все, чем они владеют, на самом деле принадлежит Богу.

Об этом же говорил и Иисус: “Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6:33). Ведущие святую жизнь осознают, что все материальное имущество принадлежит Богу. Мы лишь распоряжаемся тем, что Бог доверил нам. Дар Богу демонстрирует наше почтение и любовь; это есть признание Всемогущего истинным Владельцем. Это есть заявление, что мы не “владеем” ничем.

Сочетавшиеся с миром могут приносить Богу дары, но они обернутся для них проклятьем (ст. 9; см. Деян. 5:1-11)! Надо очень хорошо уяснить себе эту мысль. Надо, чтобы все жили святой жизнью, далекой от мирских соблазнов!

(3) Святая жизнь исполнена благословений в противоположность пустоте и гибельности мира (3:11, 12). Слушатели Малахии должны были понять обещание, которое Бог дал всем живущим святой жизнью. Бог изольет на них “благословения до избытка” (3:10). Всем, кто живет святой жизнью, Бог посылает три чудесных благословения. Во-первых, Он даст божественную защиту: “Я запрещу...” (3:11; см. Пс. 9:10; Рим. 8:31). Благодаря этому святые будут защищены от зла. Во-вторых, Он даст божественную милость: “И блаженными называть будут вас все народы...” (3:12; см. Зах. 8:13; Втор. 33:29). Эта милость даст возможность верующему обрести много благословений. В-третьих, Он даст божественную награду: “...вы будете землей вожделенной” (3:12; см. Мф. 25:34; Прит. 11:20). Как утешительна мысль, что Всемогущий будет приветствовать Своих святых такими нежными словами.

Этих благословений будет “до избытка”. Но они будут только в жизни тех, кто свят.

(4) Святая жизнь записана в Книге жизни, что прямо противоположно жизни тех, кто творит зло (3:13-18). Эти стихи содержат резкий контраст между жизнью святой и той, которой управляет грех. Вначале говорится об отвергающих Божье требование очиститься. Такие живут только для себя (3:13-15). Их слова “надменны”. Они дерзки и упрямы (см. Иуда 15). Они утверждают, что нет никакого толку служить Богу (3:14). Их компромиссная религия не принесла им никакой пользы, и потому они готовы оставить ее.

В ответ скептикам из 3:13-15 Малахия описывает живущих в святости (3:16-18). Практические дела и награды этой группы — вот ответ этим скептикам. Во-первых, они названы “боящимися Бога” (3:16). Это говорит о глубоком благоговении перед Ним и Его волей. Они ревностно стремятся исполнять Его волю (см. Пс. 124:4, 5; 125:5). Вторая особенность этой группы заключается в слове “собственность” (3:17). Буквально оно означает “сокровища”. Это личная собственность, имеющая огромную ценность. Жившие в святости принадлежали Богу и считались “дорогой собственностью” Всемогущего. То же самое можно сказать и о сегодняшних христианах, являющих своей жизнью святость (см. Тит. 2:14; 1 Пет. 2:9; Исх. 19:5; Втор. 7:6; Пс. 134:4).

Самый разительный контраст между этими двумя группами виден в “памятной книге”, в которую записываются праведные (3:16). Эта книга напоминает о древнем обычае записывать всех важных людей и знаменательные события, чтобы они не были забыты. У Бога небесного есть такая книга, где записаны имена Его святых (см. Пс. 55:9; Дан. 7:10; Исх. 32:32; Иез. 13:9; Фил. 4:3; Отк. 20:12). Те, чьи имена значатся в этой книге, не увидят Божьего гнева. Но в Книгу жизни включаются только те, кто живет в святости. Потому так выразительна мысль пророка. Чтобы избежать Божьего гнева, человек должен жить святой жизнью.

ЕЕ ПРИОРИТЕТ

Из текста вытекает один урок. Нет замены, альтернативы, которая была бы лучше, чем святая жизнь! Для Божьего народа такой образ жизни должен быть высшим приоритетом (Еф. 1:4).

Язычники верили, что нельзя ходить на религиозные церемонии, не приготовившись к ним. Эней в “Энеиде” Вергилия, возвращаясь с войны, писал своему отцу: “Отец, побеспокойся о жертвах; мне грех прикасаться к ним, пока я не омоюсь в источнике”. Это был внешний обряд очищения, который совершали язычники перед тем, как входить в свои храмы. Таким образом, язычники понимали, что нельзя прикасаться к святыне, будучи нечистым. Чтобы внушить эту мысль присутствующим в храме, кто-нибудь из служителей восклицал: “Все, кто нечист и осквернен, отойдите от этих жертв”. Это подсказывал им здравый смысл. Давайте следить за тем, как мы приходим на богослужение. Давайте готовить себя к прикосновению к святому! Давайте извлечем урок из языческого наставления: “Приготовься, не спеши, чтобы твои жертвы не посчитались торопливыми”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наставление Малахии завершается такими словами: “И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему” (3:18). Он призывает Израиль не быть равнодушными к тому, как они живут. Они должны посвятить свою жизнь Богу. И тогда народ поймет, что служить Богу всегда выгодно. Эта выгода проявляется в четырех различиях, о которых мы только что говорили. Она также проявится во время суда, когда все согласятся, что жить святой жизнью выгодно.

Давайте со всей решимостью жить в святости, чтобы получить соответствующие награды в судный день. Но это требует твердости. Один человек в истории хорошо иллюстрирует такую непреклонность. Размышляя, он пришел к убеждению, что далеко за морем существует новый мир. Никакие разочарования и отсрочки не могли вытравить из него это убеждение. Ни недовольство и равнодушие монархов, ни временная утрата надежды, ни ужасы морских глубин, ни бунт, ни буря, ни смерть не могли отвернуть Колумба от его решительного намерения. Не смотря ни на что, он упрямо шел к своей цели, исполненный надежды, когда все вокруг, казалось, говорили только о безысходности. В конце концов он ступил на берег прекрасного острова, первооткрыватель земли, изменивший историю мира. И все благодаря своей решимости!

Бог велит нам жить в святости. Он призывает нас присмотреться к этому образу жизни и увидеть, что он самый лучший: “И хотя в этом испытайте Меня!” Божьи обещания всегда исполняются, и живущие святой жизнью обретут щедрые благословения! Давайте гарантируем себе эти благословения тем, что будем неизменными в праведности, освященными, исполненными Божьих благословений, с нашими именами в Книге жизни!

#жизнь #христиане #христианин #христианство #религия #библия