Найти тему
О Москве нескучно

Московский трамвай эпохи застоя и перестройки: исчезновение путей, бесшумные рельсы и последний маршрут

Почему после небольшой "оттепели" в 1960-х, в следующем десятилетии от трамвая снова решили избавиться? Как появилась последняя линия Московского трамвая? Какие маршруты должны были связать все окраины столицы между собой? А также - правда ли, что уже тогда пытались делать бесшумные рельсы и пробовали эксплуатировать длинные трамваи? Об этом и не только расскажу сегодня.

Замерли на полпути

Несмотря на все положительные тенденции 1960-х годов, в следующем десятилетии с трамваем захотели бороться ещё активнее. В 1976-м столичные чиновники решили снизить объём перевозок этого вида транспорта на 25%. В качестве обоснования указывали неэффективность линий, которые располагались близко к центру города. Поэтому для начала запланировали уничтожить 35 километров путей.

Трамваи на пересечении Краснопрудной улицы и Нижней/Верхней Красносельской, 1978. С сайта www.pastvu.com.
Трамваи на пересечении Краснопрудной улицы и Нижней/Верхней Красносельской, 1978. С сайта www.pastvu.com.

Почти сразу же рельсы убрали с Капельского и Самарского переулков. Правда последний и сам вскоре исчез, потому что началось возведение спорткомплекса "Олимпийский" к Играм в Москве. В том же 1980 году, кстати, закрыли трамвайное движение по Школьной улице. Однако на этом всё неожиданно закончилось. Больше в те годы никакие столичные улицы не лишились рельсов.

Наоборот, начиная с 1977 года, провели реконструкцию многих участков. Например, на 3-й Владимирской и Авиационной улицах. Также ремонт производили на Ленинградском проспекте. В 1979 около метро "Сокол" (рядом с улицей Алабяна) открыли новое разворотное кольцо. А уже по прошествии двух лет московские власти приняли новое постановление. В документе указывалось на необходимость проведения капитального ремонта и предлагалось реконструировать более 120 км путей.

Последняя трамвайная линия

В том же 1981 году впервые за долгое время решили проложить новую трамвайную линию. Вагоны должны были отправиться от метро "Щукинская" в современный район Строгино. Сделали это, потому что в обозримом будущем туда не собирались продлевать ни одну линию Московского метро. К тому же, в декабре 1980 открыли Строгинский мост, поэтому прокладка рельсов не составила бы особого труда.

Трамвай №21 на улице Кулакова, 1984. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №21 на улице Кулакова, 1984. С сайта www.pastvu.com.

Работы заняли всего несколько месяцев, и 6 ноября 1981 года по маршруту отправился трамвай №21. Он следовал от метро "Щукинская" через улицы Кулакова и Маршала Катукова до пересечения с Таллинской улицей. Чуть меньше, чем через год, вагоны начали ездить и по самой Таллинской улице. Там запустили маршрут №10. Эксперимент получился удачным. Поэтому столичные власти хотели проложить новые линии чуть ли не во всех спальных районах Москвы.

Трамвай №10 на Таллинской улице, 1987. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №10 на Таллинской улице, 1987. С сайта www.pastvu.com.

Например, от станции метро "Речной вокзал" в Бескудниково; из Чертанова в Бирюлёво; из Люблина в Орехово-Борисово через Марьино; от метро "Юго-Западная" до улицы академика Янгеля через Тёплый стан, Ясенево и Битцевский парк. В будущем планировали открыть маршруты в Химки, Бутово, Митино, Жулебино. Однако ни один из этих проектов так и не воплотили в жизнь, потому что во второй половине 1980-х уже было не до этого. Таким образом, линия в Строгино стала последней новой трассой Московского трамвая. С тех пор полноценных новых маршрутов не прокладывали.

Чешский гость и прощание с трамваем

В 1980-х пытались использовать новые технологии при прокладке и во время ремонта трамвайных путей. Например, на Судостроительной улице в Нагатинском затоне в 1986 году рельсы укладывали на плитах, под которыми была асфальтобетонная подушка. Благодаря этому сильно уменьшилось количество шума. А в 1989-м в Москву прибыл первый трёхсекционный (длинный) #трамвай из Чехословакии.

Трамвай модели "Татра"  KT8D5 на разворотном кольце около Москворецкого рынка, 1989. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай модели "Татра" KT8D5 на разворотном кольце около Москворецкого рынка, 1989. С сайта www.pastvu.com.

Модель "Татра" КТ8D5 обосновалась в депо им. Апакова. Рассчитан трамвай был на 350 пассажиров. Кабины управления располагались как в начале, так и в конце состава. В итоге он ездил по столичных улицам всего лишь год по маршруту №1. А потом вагон отправили на дальнейшие испытания в Волгоград. Там он вроде бы работал до 2020.

Но и без него в Москве какое-то время работали составы из трёх вагонов. Например, такая практика была в депо им. Баумана на маршруте №17. Началось это ещё в 1981 году, потому что не хватало водителей. Ещё одно важное событие произошло в сентября 1987 года. В московских трамваях убрали кассы, где можно было самостоятельно купить билет. Возможность компостировать проездной осталась.

Трамвай с тремя сцепленными вагонами на остановке около ВДНХ, 1986. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай с тремя сцепленными вагонами на остановке около ВДНХ, 1986. С сайта www.pastvu.com.

Для тех, кому интересны предыдущие части, где описана #история Московского трамвая, ссылка на материалы ниже:

Продолжение истории тут:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!