Найти тему

Как общаться с ребенком в период кризиса 7-и лет

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием возрастного кризиса развития – кризиса 7 лет. Развитие ребенка неравномерно. Его развитие представляет собой чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга.

Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.

Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов – кризис новорожденности, кризис первого года и кризис трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества. С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя как ученика, участника школьной жизни, то есть он впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики – уважения к самому себе. В этот период Вы можете заметить, что ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен и при этом он стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах.

В таком случае, для установления гармоничных отношений с ребенком в этот непростой для него период необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

− Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя». Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

− Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

− Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

− Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

− Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

− Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития ребенка.

− Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.

− Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

− Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш ребенок в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек.