В возрасте 5-6 лет произношение ребёнка практически достигает своей языковой нормы. При этом у некоторых малышей возрастные речевые несовершенства оборачиваются стойким дефектом в силу ряда индивидуальных или даже патологических особенностей в развитии.
Проблема со звуком «Р» у ребёнка с полноценным речевым аппаратом и слухом относится к распространённому нарушению, и называется в логопедии ротацизмом. Это одна из разновидностей дислалии, которая, в свою очередь, дополнительно подразделяется на функциональную и механическую с разницей в первопричине затруднений со звуком.
Недостатки в звукопроизношении важно выявлять своевременно, пока речь дошкольника достаточно гибкая. Специалисты рекомендуют провести подробное обследование у логопеда не позже 5 лет.
Если ребёнок не произносит «Р» изолированно и в самостоятельной речи, искажает звук или заменяет его каким-то другим, а в словах с разной слоговой структурой переставляет его или вовсе игнорирует, в этом случае однозначно требуется коррекция.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
Ø Велярный
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
Ø Увулярный
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
Ø Носовой
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
Ø Двугубный
В артикуляции принимают участие только губя, без языка.
Ø Щелевой
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
Ø Межзубный
Язык находится между зубами.