Найти тему
267 подписчиков

LADA LSGA – короткая история кометы

646 прочитали

Спортивные автомобили на базе ВАЗ-2105 от ЛСГА (Лаборатории спортивно-гоночных автомобилей ВАЗа) существовали в двух вариантах. Первый вариант имел обычный четырёхдверный кузов и доработанную серийную подвеску. Второй же обладал двухдверным кузовом со сдвинутой назад средней стойкой, более длинными по сравнению со стандартом дверьми и почти полностью пластиковыми внешними панелями.

Это, в сочетании с вварным каркасом безопасности, позволило снизить массу практически до показателей кольцевых машин и повысить жёсткость кузова. Стандартные подвески заменялись на независимые MacPherson спереди и сзади, ход такой подвески составлял 240 мм, а дорожный просвет мог регулироваться в пределах от 130 до 300 мм. Дисковые тормоза всех колёс имели оригинальный двухконтурный привод, при этом ручной тормоз действовал на задний контур. В ряде случаев использовались разработанные в ЛСГА литые алюминиевые диски колёс – они были составными, и специальные вставки в них позволяли менять ширину диска.

Двигатели устанавливались различные, и в самой мощной версии это был самостоятельно разработанный в ЛСГА 16-клапанный мотор на базе ВАЗ-2106 со степенью сжатия 11,5, системой сухой смазки картера и бесконтактной электронной системой зажигания. Двигатель развивал около 140-150 л.с., что было ниже показателей восьмиклапанных моторов ВАЗ-2105 ВФТС, появившихся в те же годы, но конструкция гарантировала высокий ресурс и обещала резервы для дальнейшей форсировки.

В маркировке на самих автомобилях, а также в советской прессе тех лет можно найти такие обозначения для различных версий: LADA-2105-SPORT-1600 и ЛАДА-ВАЗ–2105-ЛСГА-2000. Известно также, что двухдверная версия обозначалась в Лаборатории как ВАЗ-2105-СПОРТ. У машин начального уровня подготовки кузов практически сохранял стандартный внешний вид, а у кузова более мощных версий снабжались расширителями колёсных арок и спойлерами.

Спортивные автомобили на базе ВАЗ-2105 от ЛСГА (Лаборатории спортивно-гоночных автомобилей ВАЗа) существовали в двух вариантах.-2

LADA LSGA– короткая история кометы

Во второй половине 1970-х автоспорт на ВАЗе было решено собрать под единым началом. Коллектив ЛСГА в первое время состоял из девяти человек, которые самостоятельно заложили фундамент главного корпуса будущего автоспортивного подразделения завода. ЛСГА начала свою работу в 1977 году с подготовки техники для кросса, кольцевых гонок и ралли. Возглавил лабораторию Владлен Белозеров, вазовец с хорошим опытом в автомотоспорте.

От простой настройки двигателей специалисты лаборатории быстро перешли к собственным разработками – за несколько лет здесь были созданы распредвалы с оригинальной формой кулачков, шестнадцатиклаппанный двигатель на базе ВАЗ-2106 (позднее – и на базе ВАЗ-2108), самоблокирующийся дифференциал и многие другие важные узлы спортивных и гоночных автомобилей. В 1978 году Николай Фролов и Александр Котляр, представляя экипаж подготовленного в ЛСГА автомобиля ВАЗ-21011, стали чемпиона СССР по ралли.

Работа над раллийным автомобилем на базе ВАЗ-2105, начавшаяся под грифом «научно-технического творчества молодёжи», в итоге стала серьёзной вехой в работе лаборатории – тут нашли применение самые передовые решения того времени. Первый вариант автомобиля, ныне известного как ЛАДА ЛСГА, появился в 1982 году. Тогда же состоялись и первые старты – тольяттинское Ралли «Жигули», входившее в чемпионат РСФСР, другие этапы российского первенства, отдельные этапы чемпионата Союза…

ВАЗ-2105 от ЛСГА быстро обрела известность – и у широкой общественности, украсив автомобильную выставку в Москве летом 1982 года, и в рядах автоспортивных болельщиков: машины стабильно финишировали в десятке, в пятёрке, «заезжали» на подиум всесоюзных соревнований… За несколько лет экипажи Александра Котляра и Сергея Перевёртова, Владислава Войтовича и Виктора Тимковского, Александра Артёменко и Анатолия Денисова совместно со специалистами лаборатории довели технику до кондиций, соответствующих уровню чемпионата Европы.

Спортивные автомобили на базе ВАЗ-2105 от ЛСГА (Лаборатории спортивно-гоночных автомобилей ВАЗа) существовали в двух вариантах.-3

Апогеем эволюции ВАЗ-2105 ЛСГА стоит считать 1986-1987 годы: Виктор Школьный со штурманами Сергеем Перевёртовым (1986) и Виктором Тимковским (1987), а также экипажи Александра Артёменко / Анатолия Денисова и Сергея Алясова / Валерия Кольчугина участвовали в чехословацком ралли «Барум», входившим в европейский чемпионат ERC, и успешно финишировали в первой десятке своего зачёта.

В те годы на международной арене впервые появилась фирменная расцветка (или т.н. ливрея) ЛСГА с широкими диагональными полосами синего, голубого и красного цвета, а борта автомобилей украсили надписи LSGA. Ныне в различных европейских источниках по истории автоспорта этот автомобиль часто упоминается под именем LADA 2105 LSGA. Но иногда применялась и иная англоязычная аббревиатура RSCL– Racing and Sport Car Laboratory.

Интересно, что в документах европейского чемпионата тольяттинская «пятёрка» ЛСГА иногда фигурирует под именем «LADA 2105 VFTS», что не совсем верно. Оба центра подготовки, в Тольятти и в Вильнюсе, находясь под своеобразным объединяющим центром в лице В/О «Автоэкспорт», иногда действительно совместно работали над спортивной техникой, однако у двух раллийных проектов по модели ВАЗ-2105 были вполне самостоятельные судьбы.

Вероятно, путь LADA 2105 LSGA мог бы быть гораздо более длинным и успешным, но эта машина, в точности как кольцевые и кроссовые ВАЗ-2105, попала на стык двух эпох: классические заднеприводные автомобили в отечественном спорте уступали место переднему приводу. Поэтому эта машина блеснула, как комета в вечернем небе – и осталась в истории. А в тольяттинской ЛСГА вскоре занялись новой моделью Волжского автозавода – ВАЗ-2108.

Спортивные автомобили на базе ВАЗ-2105 от ЛСГА (Лаборатории спортивно-гоночных автомобилей ВАЗа) существовали в двух вариантах.-4