Найти тему

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у учащихся с ОВЗ

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие учащихся с ОВЗ, способствующих улучшению артикуляционных движений, развитию творческой деятельности, активизации моторики рук.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство  для развития  мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг учащегося с ОВЗ и мозговая деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.

Многие учащиеся с ОВЗ не могут повторять движения за взрослым, поэтому можно использовать элементы самомассажа рук каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми с ОВЗ часто являются пассивными. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. При длительной работе над определёнными пальчиковыми упражнениями учащиеся с ОВЗ могут уже самостоятельно выполнять несложные упражнения.

 Для учащихся с ОВЗ комплекс упражнений гимнастики для пальцев проводится ежедневно в течении 6 - 8 минут. Он включает в себя 6 - 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Перед началом упражнений учащиеся разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, вовлекая, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

При повторных проведениях игры побуждаю учащихся с ОВЗ произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

Не ставлю перед детьми с ОВЗ несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждаю их к выполнению упражнений. Пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидирую их (например, изменив задание) или меняю игру.

 Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга у учащихся с ОВЗ.