Ранняя история окинавского кулака – это коллекция обрывочных сведений и предположений. Связано это, в первую очередь, с отсутствием письменных свидетельств зарождения этого боевого искусства. Всё, что дошло до наших дней по большей части устные предания и легенды школ. Согласно им, одно из самых ранних предположений о времени появления китайских боевых искусств на Окинаве связано с первым визитом посланников императора Чжу Юаньчжана, состоявшимся в 1372 году.
Тогда правил тот самый Сатто, который стал инициатором становления окинаво-китайских отношений в своих корыстных интересах (см. статью история Рюкю родины каратэ)
По другой версии, ростки кулачного искусства из поднебесной могли появиться на Окинаве благодаря первым китайским переселенцам - представителям кланов Чень, Вонг, Ци и Хуай, которые, следуя призыву своего императора, отправились осваивать неизведанные земли. Следующая волна подданных династии Мин накрыла остров в 1392 году, когда рядом с населенным пунктом Наха (в местечке Кумэ) обосновалась китайская колония - так называемые 36 семей.
Устные предания утверждают, что гости из поднебесной прихватили с собой некий трактат о боевых искусствах «Бубиши» (ничего общего не имеющий с тем «Бубиши», который позднее станет Библией окинавского каратэ). Что содержал в себе этот литературный шедевр - тайна покрытая мраком. Первые упоминания о конкретном направлении цюаньфа (кулачного искусства – кит.), которое было продемонстрировано на Окинаве, связаны с визитом китайского мастера стиля чжаомень цюань Чжень Ю, который состоялся в 1492 году. Как видно из дальнейших событий мастеру понравилось на Окинаве, в связи с чем он остался здесь навсегда и стал основателем семьи Чжень, которая еще скажет свое слово в запутанной истории окинавского карате.
Среди немногих более или менее похожих на правду сведений того времени - история о Мао Фенг Ю (как минимум присутствует китайское имя героя), который родился в 1534 году в колонии Кумэ. Он прославился тем, что принимал активное участие в отражении пиратских набегов на берега Рюкю, при этом демонстрируя уверенное владение шестом. К этому же времени относятся упоминания о первом аборигене Гима Шиндзе, овладевшем искусством боя с этим же предметом. Семнадцатый век стал для Рюкю временем потрясений и великих свершений. Вторжение клана Симадзу и установление японского правления (1609 год) совпало с публикацией в Китае монуметального труда «Бубиши» (того самого), или Вубейчжи (1612 год), роль которого в развитии боевых искусств Окинавы (в отличие от более раннего тёзки) трудно переоценить.
В том же 1612 году представители семьи Чжень, потомки Чжень Ю, впервые начинают открыто преподавать кулачный бой местным жителям. История донесла до нас возможное имя одного из учеников – Хокама Ябу. В конце семнадцатого столетия еще один китайский мастер представитель семьи Цай (в окинавском прочтении - Кодзё), чья роль в развитии рукопашного боя на Окинаве поистине бесценна, начал преподавание цюаньфа и боя с шестом. На конец восемнадцатого века приходится деятельность легендарного мастера и фактически основателя первой окинавской школы по работе с таким сложным видом оружия как трезубцы сай Чатан Яра. Еще один окинавец, оставивший след в боевой истории острова тех времен, мастер Соеши - наставник членов королевской семьи и создатель одноименного стиля работы с шестом.
В 1756 году на Окинаву прибыл посланник династии Цин - Гуан Ги. С его визитом связана одна из самых запутанных легенд окинавского каратэ, согласно которой в его свите находился военный советник по имени Кусянку, он же Косанкин, он же Кусанку. Этот человек по просьбе Гуан Ги устроил демонстрацию своего искусства захватов и болевых, а позже дал некое количество уроков окинавцам, среди которых был мастер Сакугава, будущий основоположник одного из трех основных направлений окинавского кулака – сюри те. Считается, что приемы заезжего китайского мастера были увековечены в одном из важнейших ката каратэ, названном в его честь. К сожалению, более подробные исследования имеющихся сведений о мастере Кусянку определенно говорят только об одном – в этой истории куда больше белых пятен, нежели фактов. Точно известно только то, что китайский посланник действительно посещал Окинаву, так как подобный визит не мог произойти без оформления многочисленных официальных документов и надлежащих записей в них. Поэтому есть вероятность, что некий китаец демонстрировал на Окинаве какую-то разновидность то ли цюань фа, то ли народной борьбы шуай цзяо, и происходило все это примерно в середине восемнадцатого века. Но ничто не подтверждает наличие у мастера многочисленных окинавских учеников, а также тот факт, что будущий сенсей «тэ» (кулак – окинавск.) Сакугава когда-либо встречался с человеком по имени Кусянку. Более того, не понятно имя ли это вообще или звание. Впрочем, с историей самого Сакугавы Пейчина Канги тоже не все гладко.
По одним источникам он родился в 1782 году, по другим в 1733 или 1762 годах. Среди его первых учителей фигурируют все тот же Кусянку, некий Такахара Пейчин, который якобы был учеником безымянного китайского мастера, а также сам безымянный китайский мастер, передавший свое искусство окинавскому ученику. Согласно все той же устной традиции, Сакугава пять раз был в Китае, создал форму боя с шестом сакугава но кон, обучил всему, что знал, самого знаменитого мастера сюри те Мацумуру Сокона и умер то ли на Окинаве, то ли в Китае (предположительно был похоронен на кладбище в Пекине).
Если в Китае временем расцвета безоружных систем боя стал конец семнадцатого начало восемнадцатого века, то на Окинаве настоящий ренессанс боевых искусств начинается в веке девятнадцатом. Наиболее значимой фигурой – своего рода символом возрождения интереса к то тэ* - стал великий мастер Мацумура Сокон. Создатель первой официальной школы боевых искусств – сёрин рю. Человек, чью роль в становлении каратэ трудно переоценить, родился в 1800 году в деревне Ямакара, недалеко от королевского замка Сюри. Его детское имя было Унъю, в китайском произношении Ву Ченгда. Это был очень одаренный человек и талантливый каллиграф. В 1829 году он закончил школу для подготовки чиновников в Сюри, после чего сразу сдал экзамен на высший гражданский чиновный ранг и поступил на государственную службу. На протяжении многих лет Мацумура был О-собамаморияку (личный телохранитель) короля Сё Ику, а после его смерти последнего правителя Рюкю – Сё Тая.
Среди вероятных учителей Мацумуры называют мастеров Сакугаву и Макабэ Тёкена по кличке Сямо – боевой петух. Помимо собственно то тэ Мацумура изучал фамильную школу фехтования мечом клана Симадзу – дзиген рю, для овладения которой неоднократно посещал Японию. Его самый известный ученик - великий реформатор кулачного искусства Окинавы Итосу Анко.
Ему мы обязаны тем каратэ, которое сегодня преподаётся под названием сёрин рю. Он родился в местечке Гибо в 1832 году. Относительно того, кто был первым наставником Итосу существует как минимум две версии. Первую в начале двадцатого века выдвинул Фунакоси Гитин. В своей книге он пишет, что учителем Итосу был мастер Гусукума, о котором сообщает: "В числе учеников китайца из местечка Аньнань в Фучжоу, корабль которого был выброшен на берег, были Гусукума, Киндзё, Мацумора, Маэдзато из Тома-ри». С этим же китайцем - предположительно он был наставником Гусукумы - связана и вторая версия, автором которой является представитель знаменитой семьи Кодзё - Кодзё Кафу. Согласно ей, с основами каратэ Итосу познакомил не Гусукума, а сам китаец, который в преданиях легендарной семьи остался под именем Тяннан. О Тяннан упоминает в своих воспоминаниях и основатель школы сито-рю ученик Итосу Мабуни Кэнва. В частности он пишет: "Прежде, чем я поступил в ученики к Итосу, я изучил ката Найханти у своего слуги по имени Матаёси Сэйхаку, который был учеником Мацумуры Сокона. Его вариант этого ката отличался от того варианта, который преподавал Итосу. Когда я продемонстрировал его наставнику И, он сказал: "Это исконная версия ката, которую я в прошлом изучал у китайца из Томари", - и пояснил, что позднее он исследовал это ката и усовершенствовал его". Несмотря на расплывчатые сведения относительно первого учителя Итосу, одно известно точно - наибольшее влияние на формирование Итосу Анко как мастера оказал Мацумура Сокон, в ученики к которому он поступил, когда ему было уже за тридцать. Как и в случае с великим мастером Наха тэ – Канрио Хигаонна, начать преподавание каратэ Итосу был вынужден в силу чрезвычайно неблагоприятных для него обстоятельств.
После событий 1867 года в Японии, а именно революции Мэйдзи, падения военной диктатуры Бакуфу, ликвидации самураев как сословия и упразднения королевства Рюкю, последний король Окинавы Сё Таи в апреле 1879 года был отправлен в почётную ссылку в Токио. Всего за два месяца до этого был обнародован указ о создании вместо королевства Рюкю японской префектуры Окинава и введении на островах новой системы сословного деления.
Согласно ей, правительство сохраняло привилегии только за очень ограниченным кругом высшей аристократии королевского двора. Они получали статус юроку сидзоку - "дворян с жалованьем", а вместе с ним и права на получение солидной пенсии. Все же остальные дворяне, к числу которых принадлежал и Итосу, были отнесены к категории муроку сидзоку -"дворян без жалованья". В одночасье на Окинаве появилось сразу более 7000 безработных сидзоку без пенсии и каких-либо других источников существования помимо временного пособия по безработице. В этот и без того сложный период Итосу теряет работу секретаря в администрации префектуры. Чтобы как-то свести концы с концами, он начал давать уроки каратэ всем желающим у себя дома. Впрочем таковых оказалось немного. Окинавцы, как и остальные граждане Японии, больше были озабочены вопросом выживания, чем совершенствованием своего духа и тела. К тому же разрушение сословного деления общества выбило из-под традиционных боевых искусств их исконную социальную базу. Несмотря на многочисленные легенды о боевитых крестьянах, появившиеся в нашей стране в эпоху СССР, как попытка примирить коммунистический режим с каратэ, именно дворяне были той средой, в которой культивировались боевые искусства на Окинаве. Чтобы выжить, будзюцу должны были предложить что-то новое. Воинское искусство ждало своего реформатора и в части карате им оказался Итосу.
В 1890-е г. Итосу начинает активную работу по систематизации техники и ката каратэ, создаёт новые версии старинных комплексов, постепенно формирует методику обучения больших групп и в особенности детей. Он предлагает Департаменту образования префектуры Окинава начать преподавание "нового каратэ" в школах. Инициатива Итосу встретила большую поддержку у тогдашнего губернатора префектуры Окинава Нарахара Сигэру. Бывший самурай из княжества Сацума, Нарахара был воином до мозга костей. Даже в 74 года он каждое утро выходил во двор своего дома и упражнялся с деревянным мечом боккэн. В 1901 году инспектор школ префектуры Окинава дал согласие на проведение эксперимента - и в апреле 1901 г. каратэ было включено в программу физического воспитания начальной школы г. Сюри. Следующим шагом Итосу стала разработка пяти ката Пинъан для учеников средней школы. Итосу не только создавал ката, но и переделывал существующие. В частности, старинное ката Найфанти он разделил на три части и упростил. Таким образом, на базе боевого искусства, фундамент которого заложил Мацумура Сокон Итосу, Анко создает физкультурно-оздоровительное каратэ. Его основные постулаты он описал в октябре 1907 года (в возрасте 77 лет) в письме, адресованном Департаменту образования префектуры Окинава, и озаглавленном "Десять пунктов о занятиях каратэ". Многие крупнейшие мастера окинавского боевого искусства дают этому документу самую высокую оценку. Так, Нагаминэ Сёсин полагал, что это сочинение мастера вкупе с "Семью добродетелями боевого искусства" его учителя Мацумуры Сокона образует, как он пишет, "син-ги-тай - идеальное единство сознания, техники и тела окинавского каратэдо".
* То тэ – танский кулак, или кулак династии Тан. Речь идёт о заимствованных из Китая методах ведения безоружного поединка. В самом Китае с династией Тан связывали расцвет культуры и науки. Со временем это стало синонимом высокого качества и утонченности. Если про какую-либо вещь или событие говорили, что они танские, тем самым подчёркивали их ценность и значимость. Теснообщавшиеся с китайцами окинавцы переняли этот обычай.
Богдан Курилко