Крупные штрафы и лишение свободы могут грозить россиянам за необдуманные высказывания, антивоенные пикеты и посты в социальных сетях.
В марте 2022 года вступили в силу положения об ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации – статья 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») и статья 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – «УК РФ»).
При этом важно заметить, что несмотря на экстренное введение таких норм, их действие не ограничивается только лишь проводимой в настоящее время военной спецоперацией российской армии.
Правовые новеллы вызывают много споров как в юридическом сообществе, так и среди простых граждан.
Давайте попробуем разобраться в ситуации.
В чем суть нововведений?
По статье 20.3.3 КоАП РФ административная ответственность наступает:
1) за действия, которые носят публичный характер и направлены на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях:
- защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
- поддержания международного мира и безопасности;
2) за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) за вышеуказанные действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий или создающие угрозы различного характера для граждан и общества.
За совершение таких правонарушений предусмотрено наказание в виде штрафа.
Для граждан его размер может достигать 100 000 рублей,
для должностных лиц – 300 000 рублей,
для организаций - 1000 000 рублей.
Повторное совершение такого правонарушения в течение года после привлечения к административной ответственности уже будет квалифицировано по статье 280.3 УК РФ и повлечет за собой уголовную ответственность.
Уголовная ответственность грозит также и в случаях, если дискредитирующие действия повлекли за собой:
- смерть по неосторожности,
- причинение вреда здоровью граждан, имуществу,
- массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности
- помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Что касается уголовной ответственности, то здесь наказания более суровые.
Гражданам могут грозить не только существенные штрафы, но и лишение свободы на срок до 5 лет, а также иные виды наказаний.
Что значит «публичные действия и призывы»?
Публичными признаются действия, направленные на неограниченный круг лиц. При этом распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме - в устной, письменной, с использованием технических средств.
Публичными действиями однозначно будет являться размещение поста и комментария в социальной сети, рассылка или пересылка сообщений в мессенджерах и чатах, размещение видеоматериалов в сети «Интернет» и многое другое.
Публичными призывами, в свою очередь, признаются выраженные в любой форме (устной, письменной либо с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к совершению каких-либо действий. В контексте рассматриваемых статей речь идет о побуждении к совершению действий, направленных на воспрепятствование использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
В чем суть дискредитации?
В законодательстве понятие «дискредитация» используется впервые, и судебная практика по данной категории дел еще толком не сформировалась, поэтому пока мы можем руководствоваться лишь общепринятым определением.
На сегодняшний день дискредитацией принято считать умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета.
При этом из формулировки статьи 20.3.3 КоАП РФ не следует, что речь идет только лишь об искаженной информации или информации ложного характера (не путать со статьей 207.3 УК РФ, в которой речь идет о заведомо ложной информации).
Поэтому будет логичным предположить, что ответственность может наступить за любое публичное действие, расцененное в качестве подрывающего доверие к государству или умаляющего его авторитет в сфере использования Вооруженных Сил Российской Федерации, даже за критику решений об использовании российской армии.
За что могут наказать по новым статьям?
Исходя из складывающейся судебной практики, в качестве нарушений могут быть расценены:
- одиночный пикет с антивоенным плакатом;
- размещение в социальной сети антивоенного поста;
- размещение в социальной сети поста с критикой действий Вооруженных Сил Российской Федерации;
- размещение в сети «Интернет» сообщений, в которых действия Вооруженных Сил Российской Федерации представлены в негативном ключе,
- антивоенные призывы в сети «Интернет» или публичных местах;
- провокационный вопрос, заданный в публичном месте или размещенный в сети «Интернет», содержащий, к примеру, указание на количество жертв боевых действий или подразумевающий критику действий российских властей и Вооруженных Сил Российской Федерации;
- репосты информации дискредитирующего характера в социальных сетях;
- пересылка в мессенджерах чужих сообщений дискредитирующего характера;
- надписи на тротуарах и рекламных конструкциях;
- и т.д.
В сложившейся ситуации даже публичная демонстрация отдельно взятой антивоенной символики может быть расценена в качестве действий, направленных на дискредитацию использования российской армии.
Конечно же, в каждом случае есть свои нюансы, однако нужно быть более осмотрительными в своих действиях и всегда руководствоваться здравым смыслом.
А как же свобода мысли и слова?
Согласно положениям части 1 и части 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
При этом многие ошибочно полагают, что такие гарантии в отдельных случаях обеспечат им некий «иммунитет» от привлечения к ответственности по новым статьям.
Именно поэтому повсеместный характер принимает практика привлечения к ответственности участников одиночных пикетов с антивоенными плакатами и видеоблогеров, которые, казалось бы, просто выражают свою личную позицию относительно политической обстановки.
Однако дело здесь зачастую совсем не в предвзятости суда или правоохранительных органов.
Не стоит забывать, что в Конституции Российской Федерации закреплены не только гарантии, права и свободы, но и условия, при которых они могут быть ограничены.
Так, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, в части 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года указано, что осуществление прав и свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе, в том числе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений.
Поэтому в сложившейся политической ситуации даже антивоенный лозунг, демонстрируемый публично, не говоря уже о видеообращениях с критикой военных действий российской армии, с точки зрения закона, может быть совершенно объективно расценен в качестве нарушения. Пресечение таких действий, в первую очередь будет направлено на предотвращение массовых беспорядков и обеспечение национальной безопасности страны.
В этой связи, решения судов о привлечении граждан к ответственности за безобидные с виду плакаты и посты в социальных сетях вполне ожидаемы.
Однако пока не понятно, по каким критериям будут оцениваться деяния по новым статьям, и каким образом будет обеспечиваться баланс между правом граждан на свободу мысли и слова и национальными интересами.
Наступит ли ответственность за старые публикации в сети «Интернет»?
По общему правилу закон, устанавливающий или отягчающий административную или уголовную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на события и действия, имевшие место до его вступления в силу.
Однако важно понимать, что когда речь идет о публикациях в сети «Интернет», то распространение такой информации представляет собой длящееся правонарушение или преступление.
То есть оно длится до тех пор, пока публикация доступна для просмотра, либо до тех пор, пока уполномоченные органы не обнаружат эту публикацию.
Иными словами, действия автора не ограничиваются лишь техническим размещением информации, фактически он продолжает ее распространять.
Ведь если размещённая ранее в сети «Интернет» публикация с противоправным содержанием доступна для просмотра, репоста или «лайка», то она может оказывать влияние на формирование общественного мнения и в настоящий момент, а значит создаёт определённые угрозы для безопасности страны.
Поэтому если такие публикации останутся доступными в сети «Интернет» после вступления в силу новых положений (4 марта 2022 года), их авторы вполне могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Еще раз подчеркну, что новые положения устанавливают запрет на совершение действий, направленных на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а также поддержания международного мира и безопасности, в целом.
То есть речь не идет только лишь о проведении спецоперации на Украине.
Поэтому во избежание неблагоприятных последствий настоятельно рекомендую удалить из социальных сетей неоднозначные и «опасные» публикации.
Выводы:
Несмотря на благие цели законодателя, новые положения вызывают серьезную обеспокоенность.
- Формулировки новых статей не отличаются конкретикой, а потому дают практически неограниченные возможности для их расширительного толкования при применении правоохранительными органами и судом.
- Сложно сказать, каким образом и в каком порядке должны обеспечиваться объективность при квалификации совершенных лицом действий правоохранительными органами, а также баланс между новыми запретами и конституционными правами и свободами.
Все это объективно требует подробных разъяснений на уровне Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
О том, как будет складываться судебная практика по новым статьям, пока судить рано. Однако радует тот факт, что она пополняется не только постановлениями о привлечении лиц к ответственности, но и решениями о прекращении дел за отсутствием составов правонарушений. Хочется надеяться, что объективность в рассмотрении таких дел все-таки присутствует, а выработка критериев оценки деяний - лишь вопрос времени.
В любом случае следует быть более осмотрительными и всегда помнить о возможных последствиях своих действий.
© Екатерина Сидорова, 2022 г.
Если понравилась статья - ставьте👍и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации.