6 мая 1907 года в Москве в семье белорусского крестьянина Франца Гастылло родился сын. Произошло это в Москве, куда Франц Павлович перебрался с семьей в 1900 году. Сына назвали Николаем и записали в метрике на московский манер – Гастелло. Уже в 14 лет парень стал работать слесарем на паровозостроительном заводе, в 21 год его приняли в партию, а в 1932 году Николая Гастелло по специальному набору призвали в Красную Армию.
С тех пор вся его служба была неразрывно связана с небом – отучившись в авиационной школе пилотов, Николай участвовал и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. К началу Великой Отечественной он командовал эскадрильей дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф (в 1942 году этот самолет стал называться ИЛ-4).
Всей стране имя капитана Гастелло стало известно в самом начале войны, когда ведомый им самолет совершил огненный таран, врезавшись в большую колонну немцев, двигавшуюся по дороге в сторону линии фронта. Вот как это было.
В центр колонны
Утром 26 июня 1941 года Гастелло получил задание нанести бомбовый удар по немецкой механизированной колонне, которая двигалась по дороге Молодечно–Родошковичи. В самолете было четверо: командир экипажа капитан Гастелло, лейтенанты Бурденюк и Скоробогатый и стрелок старший сержант Калинин.
Сначала удача была на стороне наших летчиков. Сбросив бомбы на колонну, самолет зашел на второй круг, поливая пулеметным огнем разбегающихся немцев. В принципе задача была выполнена, бомбы сброшены и можно было отправляться в расположение. Но Гастелло развернул самолет на третий круг. Сержант Калинин вовсю расстреливал пулеметные ленты, но тут огнем зенитки с земли зацепило бензобак самолета. Вспыхнуло пламя. Командир сумел выровнять самолет, а затем развернул машину на скопление фашистских танков, перевел самолет в пике и врезался в гущу техники...
Очевидцы того драматического события – старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас потом рассказывали, что самолет до последнего стрелял по врагу из пулемета. Взрыв на земле получился чудовищной силы – в колонне немцев находились бензовозы, поэтому огненный вал, полыхнувший на месте удара уничтожил множество единиц вражеской техники.
Воробьев и Рыбас сообщили об увиденном и подвиг Гастелло, попав в сводки Совинформбюро, облетел всю страну. Николаю Францевичу посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, впоследствии у него появились последователи, которых стали называть "гастелловцами".
Сомнения
Казалось подвиг ценою не в одну человеческую жизнь не должен был вызывать ни у кого сомнений – экипаж сознательно направил самолет в гущу техники, чтобы ценой собственной жизни остановить ее продвижение к линии фронта. И сомнений действительно не было. До тех пор пока в 90-х годах не стали известны протоколы эксгумации тел летчиков, которые до этого держались в секрете.
Дело в том, что останки Гастелло и его экипажа на следующий день после огненного тарана были захоронены местными жителями ближайшей деревни. Проверять их подлинность не было тогда ни времени, ни возможности – линия фронта стремительно перемещалась вглубь страны.
В 1951 году в честь десятилетия подвига прах героев решили перезахоронить. Но никто не ожидал, что в могиле окажутся останки капитана Маслова и стрелка-радиста Реутова. Было известно, что этот экипаж пропал без вести в день огненного тарана Гастелло – 26 июня 1941 года. Получается подвиг совершил вовсе не Гастелло, а Маслов. Но где же в таком случае останки летчика-героя и его экипажа?
Майор в отставке Эдуард Харитонов в 90-х годах выдвинул альтернативную версию тех событий. По его убеждению знаменитый огненный таран совершили Маслов и Реутов. Доказательства этой версии в изложении Харитонова больше сводятся к отрицанию тарана Гастелло, чем к доказательству тарана Маслова. На чем же базировалась эта версия?
- Рапортов очевидцев подвига Гастелло лейтенантов Воробьева и Рыбаса не сохранилось, а сами они погибли в 1941 году. Следовательно, заключает Харитонов, документальных свидетельств подвига Николая Гастелло нет;
- По показаниям очевидцев из числа местных жителей, они видели падение дымящегося самолета над болотом за деревней села Мацки. И даже кто-то из экипажа даже спрыгнул с крыла машины и приземлился на оккупированной к тому времени территории. Из-за конструкции бомбардировщика спрыгнуть с крыла мог только пилот. Следовательно, по мнению Харитонова, Гастелло уцелел и попал в плен к гитлеровцам;
- В болотах на месте упавшего самолета жители нашли медальон с инициалами А. А. К. (по предположению Алексей Александрович Калинин – стрелок–радист из экипажа Гастелло);
- Самое главное – это бирка от мотора М-87Б с серийным номером, по которой определили, что мотор стоял на ДБ-3Ф капитана Гастелло. Ее тоже нашли все в том же болоте.
Казалось бы все чётко и точно разложено по полочкам – огненный таран совершили Маслов и Реутов, а самолет Гастелло, подбитый утонул в белорусском болоте. В эту версию поверили настолько сильно, что указом Ельцина в 90-х годах Маслову и его экипажу были посмертно присвоены звания Героя Российской Федерации.
Не все так просто
Но не спешите ставить точку. Критиков версии отставного майора Харитонова немало и у них есть свои аргументы.
Во-первых, доказательства. Нет ни письменных показаний очевидцев падения самолета в болото, нет того самого медальона с инициалами, нет и бирки от мотора. Есть только одни слова. А их, как показал Эдуард Харитонов в случае с рапортами Воробьева и Рыбаса, к делу не пришьешь.
Во-вторых, сами останки. Если бы экипаж Маслова совершил огненный таран, то хоронить местным жителям было бы практически нечего. Только представьте себе – горящий тяжелый самолет на скорости врезается в колонну, в которой есть бензовозы. Да там будет такое пекло, что тела хоть Маслова, хоть Гастелло расщепятся до молекул. А вот то, что останки сумели найти, похоронить, а главное, спустя 10 лет идентифицировать, говорит об относительной сохранности тел после падения самолета. Скорее всего самолет Маслова упал на грунт. Либо он тоже хотел протаранить колонну, но промахнулся, либо врезался в землю с низкой высоты (возможно на бреющем полете).
И в-третьих, если даже допустить что Гастелло выпрыгнул, выжил и попал в плен, то у немцев не было бы ни одной причины это скрывать. О подвиге отважного летчика писали все советские газеты, а тут такой мощный контраргумент. Да немцы бы на весь мир раструбили об этом случае ради деморализации нашей армии.
Официальной точки в этом деле нет. Да и вряд ли она будет поставлена – слишком много времени прошло, нет в живых очевидцев, не сохранились доказательства. Но так ли это важно кто совершил тот огненный таран в самом начале войны? Будь то экипаж Маслова или экипаж Гастелло, это поступок, имя которому подвиг. Подвиг ценою в человеческие жизни.
Герой следующей статьи тоже совершил подвиг. Только у него это был воздушный таран. Мало того, он его совершил ночью. И остался после этого в живых. О судьбе Виктора Талалихина и о его подвиге читайте ниже:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: ru-aviation.livejournal.com; aif.ru; diletant.media; rg.ru)