Неоднократно говорила я о том, что особенно примечательными считаю те районы Москвы, которые можно обобщенно охарактеризовать как «плюс одна станция от Кольцевой» (ну, условно!). Как мне кажется, понять прелесть Арбата, Пятницкой или, скажем, Страстного бульвара способен кто угодно, а вот распробовать Шаболовку, Серпуховской вал или Сокольники... тут уже нужно некое московское гурманство, знание и искушенность.:)
«Плюс одна станция от Кольцевой» — это, конечно, условное название для дилетантов. Гораздо корректнее и грамотнее другая характеристика: я говорю о территориях, прилегающих к бывшему Камер-Коллежскому валу, — и, соответственно, бывших окраинами или даже ближайшими пригородами Москвы до 1909 года (до того момента, когда была построена Московская окружная железная дорога, нынешнее МЦК, и границы города сместились туда).
Вообще я обращала внимание, что словосочетание «Камер-Коллежский вал» — это своего рода экспресс-тест на выявление «своих» и «чужих» в кругах снобов-москвоведов. Если собеседник непонимающе вскинул брови, значит, и говорить с ним не о чем. Ну, я против снобизма, и я придерживаюсь мнения, что не стыдно не знать — стыдно не спросить.:) Поэтому сегодня подробно рассказываю: что за зверь такой, этот Камер-Коллежский вал, где искать его следы в современной Москве и, главное, зачем их искать?..
Камер-Коллежский вал — граница Москвы (таможенная, не оборонительная), созданная в 1742 году. Его строительство инициировали московские купцы — они хотели обезопасить себя от конкурентов, приезжающих из Подмосковья. Поэтому на пограничных заставах (таможенных пунктах) проводили тщательную проверку всех ввозимых в Москву грузов. Здесь же за товары взимали пошлину. Более всего, конечно, проверяющих интересовал алкоголь.
Где всё это творилось? Подсказку дает современная топонимика Москвы: если где-то в названии площади или улицы фигурирует «застава» или «вал» – значит, когда-то это была граница Москвы, часть Камер-Коллежского вала. И, к слову, во многих случаях эти названия сохранились.
Вал действительно был валом: насыпью. Разумеется, она не сохранилась. Описывать, где именно проходил Камер-Коллежский вал (точнее, какие нынешние улицы его составляли), можно долго. Но давайте попробуем? Интересно ведь?
- Трехгорная застава (стояла на пересечении нынешних Студенецкого переулка и улицы Мантулинской)
- Трехгорный Вал
- Пресненская застава (площадь Краснопресненская застава)
- Пресненский Вал
- Грузинский Вал
- Тверская Застава (площадь около Белорусского вокзала)
- Бутырский Вал
- Бутырская Застава (площадь Савеловского вокзала)
- Лазаревский Вал (ранее проходил вдоль границ Лазаревского кладбища, но к настоящему времени застроен)
- Крестовская Застава (площадь около Рижского вокзала)
- Крестовский Вал (проходил примерно по линии современной Рижской эстакады)
- Переяславский Вал (сегодня включен в границы Сокольнического вала)
- Сокольнический Вал
- Сокольническая Застава (ныне - Сокольническая площадь)
- Олений Вал
- Богородский Вал
- Черкизовский Вал (ныне - Краснобогатырская улица)
- Преображенская Застава (ныне — Преображенская площадь)
- Преображенский Вал
- Измайловский Вал
- Семёновская Застава (ныне - Семёновская площадь)
- Семёновский Вал
- Госпитальный Вал
- Госпитальная площадь
- Лефортовский Вал
- Проломная Застава (ныне - площадь Проломная застава)
- Золоторожский Вал
- Рогожская Застава
- Рогожский Вал
- Покровская Застава (ныне - площадь Абельмановская Застава)
- Покровский Вал (ныне - Абельмановская улица)
- Спасская Застава (ныне - площадь Крестьянская Застава)
- Крутицкий Вал
- Симоновский Вал
- Симоновская Застава (стояла на пересечении нынешних улиц Ленинская Слобода, Восточная и Мастеркова)
- Симоново-слободский Вал (проходил по части нынешней улицы Ленинская Слобода)
- Даниловская застава (располагалась у Даниловского монастыря напротив дома №71 по Дубининской улице)
- Даниловский Вал
- Серпуховская Застава
- Серпуховской Вал (восточная часть нынешней Серпуховской улицы и западная часть улицы Орджоникидзе)
- Калужская Застава (площадь Гагарина)
- Хамовнический Вал
- Лужнецкая Застава (стояла на пересечении Хамовнического Вала и Малой Пироговской)
- Сетуньская Застава (стояла на месте развязки Воробьевского шоссе и ТТК)
- Можайский Вал (ныне часть от улицы Киевская до Бережковской набережной)
- Дорогомиловская Застава
- Дорогомиловский вал (не сохранился, полностью застроен)
Успели уснуть? Ну простите! На картинке, конечно, гораздо нагляднее: как мы видим, Москва вплоть до начала ХХ века вылезала за границы нынешнего ТТК в одном-единственном месте — там, где сегодня районы Преображенское и Богородское, на востоке столицы. Место, мягко скажем, с богатой историей: именно там провёл свои детские годы будущий император Петр Алексеевич, ну а примерно 300 лет спустя там провела своё детство еще и ваша покорная слуга... ну это так, к слову пришлось. Районы действительно интересные, хоть их и принято считать скучно-спальными, но это — та самая старая Москва, и я про эти районы потом как-нибудь расскажу отдельно.
Ну ладно, всё это было давно — а я уже не раз повторяла, что предпочитаю изучать ту Москву, которая есть, а не город, которого нет. Что интересного можно найти около былых застав сегодня — чем примечательны эти пресловутые «плюс одна станция от Кольцевой»?
- Монастыри. Всё логично: божьи люди предпочитали селиться подальше от центра города, вот и оказывались на тогдашней границе. Вернее, не так: это Москва подступала к ним вплотную; тот же Новоспасский монастырь, например, был основан гораздо раньше, чем Москва добралась до него. Новодевичий, Даниловский, Донской, Симоновский монастыри, все они — вблизи бывшего Камер-Коллежского вала. Ну а в советские годы, в богоборческие 1930-е, у расположенных вдали от центра города монастырей и храмов было больше шансов на спасение — до них не добирались.
- Старые кладбища. Где монастыри, там и кладбища — всё логично! Однако здесь есть еще одно объяснение: во второй половине 18 века в Москве свирепствовали эпидемии, например, в 1772 году пришла чума. Тогда покойников запретили хоронить в городской черте — боялись распространения заразы. Погосты вынесли за границы Камер-Коллежского вала — так появилось, например, Ваганьковское кладбище (за Пресненской заставой), которое сегодня считается одним из самых известных и старых в Москве.
- Промышленные районы, ставшие лофт-кварталами. Бадаевский пивзавод, Трехгорная мануфактура, Даниловская мануфактура, завод «Красный богатырь» (бывший когда-то Московским товариществом резиновой мануфактуры), «Флакон» (старая хрустальная фабрика) и многие другие памятники столичной промышленности вместе составляют т.н. «ржавый пояс Москвы» — разумеется, потому что производство размещали на окраинах города. Сегодня эти кварталы стали любимым местечком хипстеров (да уже и не только хипстеров!), там создают комфортные офисы, открывают интересные кафе, проводят фестивали... словом, в этих местах можно неплохо провести время. И, конечно, поизучать краснокирпичную заводскую архитектуру как следует — а то некоторые, знаете ли, слово «лофт» выучили, а объяснить, что это и зачем, не могут...
- Рынки. Как я уже говорила, на заставах Камер-Коллежского вала работал таможенный контроль, поэтому въезжающие в Москву купцы стремились продать свои товары до пересечения городской границы. Так возле застав возникали стихийные рынки — многие из них сохранились (правда, изменившись до неузнаваемости!) до наших дней. Например, Даниловский рынок, Преображенский, Рогожский, Усачёвский... сегодня они превратились в современные гастромаркеты, где можно попробовать блюда национальных кухонь в маленьких кафе и купить чего-нибудь этакого домой. Такая преемственность, честно говоря, кажется мне чуть ли не главной прелестью города с многовековой историей: да, конечно, нынешние рынки совсем не похожи ни на стихийную торговлю у заставы в 19 веке, ни на колхозные рынки времен СССР... однако они всё еще рынки, и всё еще на том же месте!
Кстати, единственный вещественный памятник Камер-Коллежскому валу, который сохранился до наших дней — это здание кордегардии Пресненской заставы (около метро «Улица 1905 года»): небольшой одноэтажный домик, стоящий среди деревьев в парке Декабрьского восстания. Домик маленький, а значимость его — огромная: больше ведь от Камер-Коллежского вала вообще ничего не осталось. Об этом здании я уже упоминала, когда расписывала маршрут по Пресне. Ещё недавно кордегардия была в плачевном состоянии, но вот буквально в прошлом году её здорово отреставрировали, привели в порядок и установили рядом информационную табличку, на которой можно прочитать про Пресненскую заставу и историю территории. Кстати, такую же информационную табличку я недавно видела на Серпуховском валу — значит, город постепенно прикладывает усилия к тому, чтобы знания о Камер-Коллежском вале сохранялись. Ну и здорово же!
Есть и другие мелкие жемчужины — для ценителей.:) Например, около Преображенской заставы, на нынешней Краснобогатырской улице стоит единственный сохранившийся в Москве деревянный храм XIX века — храм Преображения Господня в Богородском, построенный в 1880 году в трендовом тогда русском стиле. Вроде бы ничего особенно примечательного в нем нет — ну сельский храм, сколько таких? — но мы ведь понимаем: сегодня он один такой остался. Внутри смотреть нечего, а вот снаружи можно поразглядывать мозаики.
Или вот ещё — неподалёку от бывшей Рогожской заставы (окрестности станции метро «Площадь Ильича») сохранился малоэтажный заповедник — Школьная улица, которую некоторые даже называют маленьким Арбатом. Недавно эту улицу сделали пешеходной, и на карте Москвы она зафиксирована вся сразу, а не какие-то отдельные здания — нет, лаконично: «Ансамбль Рогожской ямской слободы. XIX век». Домики яркие, нарядные, с очень запоминающимися воротами для проезда карет. И погулять можно, и пофотографироваться, и отдохнуть в кафе... словом, красивое место, и оно часто попадает в подборки а-ля «Топ-10 мест Москвы, куда туристы не ходят». Ну-ну... не знаю, кто ходит, а кто не ходит, но популярность Школьной растёт с каждым годом.
На Сущёвском валу (близ метро «Марьина роща») уцелел Храм Сошествия Святого Духа — он стоит на территории Фестивального парка, но парк не всегда был парком: до 1930-х годов на его месте было огромное Лазаревское кладбище, первое общегородское кладбище Москвы. Сейчас, кстати, в Марьиной роще — еврейский квартал, что само по себе примечательно. Таких примеров довольно много — это лишь самые очевидные, что я вспомнила. Ну а вообще можно гулять по этим территориям просто так, разглядывая осколки старой городской застройки. Хотя граница Москвы и сдвинулась в 1909 году, в общественном сознании еще этак до военных лет эти кварталы считались окраинными, и многочисленные сносы/застройки сюда не добирались. Вспомните, например, как описана Марьина Роща в «Эре милосердия»? Трущобы! А где-то были и вовсе рабочие посёлки — с точки зрения сегодняшнего дня это тоже почти памятники!
Понравился рассказ? Бывали в окрестностях Камер-Коллежского вала? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: