"Дневник ролевика" продолжает странствия по музеям, временно прерванные из-за жизненных сложностей. Сегодня попал под раздачу Центральный морской музей Питера, тот, что напротив Малой Голландии...))
К флоту как к таковому я почти равнодушен, у меня бзик, как вы понимаете, на совсем другой тематике. Поэтому следующий небольшой цикл статей будет, как и прежде, в основном про ручное оружие.
Открывает его эта статья - про довольно любопытные испанские латы, названные адмиральскими.
Описание гласит:
Честно говоря, товарищи музейщики когда-нибудь доведут меня до ручки своим стремлением объявлять все европейские доспехи непременно рыцарскими. Какие рыцари в указанную эпоху?! Тем более что с чисто конструктивной точки зрения это - пехотный доспех. Пикинерского образца, так сказать. Его мог носить и адмирал, разумеется, хотя я бы предпочел знать, какой именно...
Кстати, тассеты (пристегивающиеся к кирасе набедренники) в описании не указаны почему-то...))
Обратите внимание на следующие нюансы. Доспех - очень тонкий, во всяком случае многие его элементы, кроме кирасы (толщину металла кирасы определить не удалось - мешают горжет и плечи). Это видно по следующим деталям:
Тоже задняя часть наплечников, только с другого ракурса:
Здесь металл очень тонок. На глазок - я бы и миллиметра не дал, 0,6-0,8 мм, не больше. Но, может, спереди они толще?
Нет. Такая же толщина у горжета и у наплечников спереди:
У боевых доспехов, не считая кирасы, именно эти части должны иметь максимальную толщину и прочность, потому что именно сюда приходится львиная доля попаданий. Конец XVI и начало XVII века - это самый расцвет очень прочных и довольно толстых доспехов, рассчитанных на противостояние... Как минимум пистолету. Реальная толщина боевых лат того времени - порядка 2,5-3,5 мм. Может быть, столько имеет кираса, но мне почему-то кажется, что нет.
Кстати, обратите внимание на второй сверху сегмент наплечника. У него почему-то нет отвальцованного края, он будто срезан, и при этом конец наплечника грубо отогнут и недоклепан. Толщина та же самая - около 0,6-0,8 мм, можно рукой гнуть пластину. Судя по многочисленным погнутостям - доспех выполнен из сравнительно мягкой низкоуглеродистой стали. Впрочем, это нормально для той эпохи.
Явные следы ремонта, только какого-то... Не очень квалифицированного.
Предварительный вывод: судя по тонкой стали, на который нанесена искусная, но глубокая чеканка, а также по полному отсутствию следов ударов и пулевых проб, мы имеем дело с чисто парадным доспехом (если исключить версию, что это поздний новодел. А это может быть новодел...))
Присмотритесь к верхнему краю горжета. Он не отвальцован. Вообще. И даже не отогнут. Живому человеку он мгновенно сотрет шею до крови, какими шарфами ни спасайся.
Подавляющее большинство настоящих горжетов имеет вальцовку по верхнему краю, которая выполняется в том же стиле, что и вальцовка по краям прочих деталей. Например, как здесь:
Или здесь:
В совокупности все эти факторы заставляют меня подозревать, что этот доспех новодельный, века, скажем, XIX-го, и выполнен просто "по мотивам" старинных. Так тогда, увы, делалось. И до сих пор в музеях, к сожалению, попадаются подобные вещи - которые никто никогда не собирался носить, и о некоторых нюансах мастер XIX века уже просто не догадывался...
А вот шлем... Шлем как раз имеет повреждения. Но довольно-таки странные.
Об этом - в следующей статье...)