Шестой составляющей Восьмеричного Пути является правильное усилие. Будда говорил, что оно содержит в себе:
- усилие предотвратить возникновение еще не возникших неблаготворных состояний ума;
- усилие отказаться от возникающих неблаготворных состояний ума;
- усилие пробудить еще не возникшие благотворные состояния ума;
- усилие поддерживать и совершенствовать возникающие благотворное состояния.
В повседневной жизни мы должны быть гибкими и приспосабливаться к вызовам и возможностям, которые предлагает каждая ситуация. «Благотворные и нездоровые» состояния ума охватывают весь спектр добродетелей и загрязнений. Усилие может заключаться, например, в том, чтобы остерегаться гнева во время сложной беседы или культивировать правильную речь.
В практике медитации мы сами выбираем среду и объект для фокусировки. Здесь «неблаготворные состояния ума» относятся к препятствиям (ниварана), а «благотворные состояния ума» — к семи факторам просветления (боджханга).
Четыре вида усилий суммируются в буддийское совершенствование. Они составляют принцип, который формально объединяет практику медитации и практику повседневной жизни. Глядя на практику с точки зрения усилия, а не внешней формы, мы можем найти целостность, которая скрывается за кажущейся пропастью между тем, что мы делаем во время медитации, и тем, что мы делаем в течение остального дня.
Аджан Джаясаро
09.04.22
8 мая в 15:00 состоится встреча с Аджаном Джаясаро в zoom. Присоединяйтесь! http://forestsangha.ru/#jayasaro