Телемедицина возникла задолго до ковидной пандемии. Еще в начале нулевых заманчивой идеей казалось получать консультации врачей по телефону, не посещая больницы и не тратя время в очередях.
С развитием онлайн-технологий возможности удаленного консультирования пациентов вышли на новый уровень, вплоть до того, что хирурги могли дистанционно контролировать ход операций. Тут важно уточнить, что в операционной находились другие врачи, а «удаленный хирург» присутствовал скорее в качестве эксперта.
Затем в мире случился ковид, и телемедицина оказалась спасительным кругом в условиях опасной эпидемиологической обстановки, нехватки рук в клиниках и дефицита всего на свете. В России появление и развитие телемедицины актуально еще и потому, что территория страны огромна, а ее экономическое освоение идет медленно. Если есть возможность обеспечить людей в отдаленных регионах необходимой медицинской помощью раньше, чем туда проведут дорогу, то почему нет?
Телемедицина не так доступна, как кажется
На первый взгляд, телемедицина – это удобно и дешево: достаточно купить врачу ноутбук и подключить его к интернету. На деле хороший (это обязательно!) ноутбук или телефон должен быть не только у врача, но и у пациента.
На днях американский журнал Health Affairs опубликовал интересные данные об удаленных консультациях по программе страхования Medicare, предназначенной для людей старше 65 лет и некоторых незащищенных групп населения. После снятия пандемийных ограничений жители Соединенных Штатов продолжили активно пользоваться услугами врачей в удаленном режиме, при этом выяснилось, что телемедицина вернулась в эпоху консультаций по телефону, несмотря на разнообразие и доступность технологий. Видеосвязь для общения с врачами пожилые американцы практически не использовали.
В чем причина? Во-первых, в технических ограничениях, которые складываются из нескольких составляющих: высокая скорость интернета с отсутствием лимита на гигабайты, камера с высоким разрешением у пациента, хороший монитор у врача. Во-вторых, пациент должен уметь пользоваться компьютером и видеосвязью (помним, что возраст программы страхования – старше 65 лет), то есть быть достаточно образованным человеком. Американцы, которым доступны эти блага цивилизации, предпочитали посещать врачей лично. При прочих равных телемедицина оказалась прерогативой бедных слоев населения, при этом сами пациенты вынужденно ухудшали качество дистанционного приема и снижали эффективность медицинской помощи.
Телемедицина отнимает время у пациентов
Как мы относимся к телемедицине? На текущий момент – как необходимому злу. Первичный прием в удаленном режиме только отнимает время у пациента, поскольку достаточной информации через монитор врач не получает. Цифры в листочках анализов, на термометре и тонометре, не видя человека перед собой, можно трактовать в любую сторону. Походка, цвет кожных покровов и роговицы глаза, состояние полости рта и звучание голоса – все это дает врачу не менее важную информацию, которая в совокупности с лабораторными данными позволяет поставить диагноз или назначить дополнительные обследования (о том, какие обследования могут потребоваться людям с повышенным давлением читайте на нашем сайте).
Мы допускаем, и то в порядке исключения, возможность удаленного сопровождения пациента лечащим врачом. Если специалист какое-то время наблюдает пациента, то он может дать ему качественную консультацию в онлайн-режиме или даже по телефону, но не когда впервые его видит.