"Если вы не готовы держать акцию 10 лет, не стоит её покупать и на 10 минут" - как-то заявил Уоррен Баффет. Именно поэтому инвестиции в нефтегазовую сферу на сегодня являются крайне рискованной идеей, учитывая, что в 2028 году мир может перейти на более дешевый возобновляемый источник энергии. Не будем долго томить читателя - речь идёт о солнечной энергетике, но не той, к которой Вы привыкли.
Основная проблема энергии Солнца - атмосфера Земли, из-за которой свет теряет до 55% интенсивности электромагнитного излучения. Таким образом, днём в ясную погоду в экологически чистой местности можно добиться максимум 45% КПД. При этом, облака, пыль и газы дополнительно поглощают фотоны, ухудшая энергоэффективность. Однако, если разместить фотоэлементы на орбите Земли, то потерь можно полностью избежать. Еще в 1968 году Питер Глэйзер предложил собирать солнечную энергию с помощью системы геостационарных спутников и передавать её на Землю посредством микроволн. В 1973 году этот американский физик получил патент на "способ и устройство для преобразования солнечного излучения в электрическую энергию". Однако, Правительство США тогда отказалось от проекта, так как посчитало, что на его реализацию потребуется триллион долларов из-за дорогостоящих запусков ракет, необходимых для выведения спутников на орбиту.
После того, как "пузырь доткомов" в 2000 году лопнул, венчурные инвестиции Кремниевой долины устремились в возобновляемые источники энергии. В разгар "зелёного пузыря" Илон Маск создал SpaceX (2002), Tesla (2004) и SolarCity (2006). Если до 2015 года указанные стартапы казались несвязанными, то с запуском Starlink стало очевидно, что все предприятия Илона Маска преследуют единую цель - формирование собственной группировки спутников. Так SpaceX за время своей работы добилась удешевления запуска сверхтяжелой ракеты с 400 до 90 млн. долларов, Tesla - усовершенствования литий-ионных батарей, которое позволило размещать спутники не на геостационарной орбите (свыше 36 000 км, где не бывает тени от Земли), а низкой околоземной (160 км). В свою очередь, SolarCity максимально улучшила КПД фотоэлементов.
Собственными космическими программами занимаются также Blue Origin (2000) Джеффа Безоса и Virgin Galactic (2004) / Virgin Orbit (2017) Ричарда Брэнсона. Все трое предпринимателей (Маск, Безос и Брэнсон) утверждают, что их спутники предназначены для обеспечения сельских жителей доступом в Интернет. Однако, спутниковая связь никогда не окупит миллиарды долларов, потраченных на строительство ракет, космических кораблей и спутников. Единственная экономически целесообразная цель, ради которой стоит нести такие затраты, - это развёртывание орбитальной солнечной электростанции. Следует отметить, что собирающие излучение Солнца спутники позволят снабжать энергией не только наземные электростанции, но и теоретически - электрокорабли и электросамолёты, независимо от их местоположения. Таким образом, перспективы орбитальной солнечной энергетики поистине захватывающие. По данным Рэя Курцвейла, технического директора Google и автора хайтек прогнозов, солнечная энергия станет самой доступной уже в 2028 году.
При этом, нефтегазовая сфера - не единственная отрасль, которая исчезнет при наступлении грядущей технологической революции. Под ударом находится и мировая банковская система, которая станет не у дел при распространении и объединении разных блокчейнов. Однако, это большая тема для отдельной статьи. Не пропустите в одном из следующих выпусков.