Практически всем, и взрослым, и детям в нашей стране известны стихи Агнии Барто. Четверостишия про плачущую Таню, уронившую в речку мячик; про мишку, которому оторвали лапу и уронили на пол; про бычка, который идёт-качается, знакомы всем с раннего возраста. Эти четворостишия наполнены добротой и юмором, учат хорошему, легко запоминаются, и поэтому любимы и малышами, и их родителями и бабушками-дедушками. Наверняка каждый без труда сможет вспомнить и рассказать хотя бы одно стихотворение Агнии Львовны.
А вчера в Екатеринбурге был открыт памятник зайке, которого бросила хозяйка.
Этот зайка расположился в центре города, в сквере возле гимназии № 9. Рядом с зайкой на скамейке находится бронзовая книга со строками из стихотворения о нём, а также с напоминанием, что автор строк о зайке в годы Великой Отечественной жила в эвакуации в Свердловске. Дом, в котором Агния Барто жила вместе с детьми (сыном и дочерью) и свекровью, находится неподалёку. Это так называемый Дом старых большевиков, расположенный по адресу улица 8 Марта, 1.
Грустный зайка — новый симпатичный памятный знак, посвящен не только Агнии Львовне, но и всем детям, которые были эвакуированы на Урал. Автор замечательной идеи — Дмитрий Карасюк. Облик персонажа создал скульптор Фёдор Петров. А в бронзе зайку воплотил литейщик Иван Дубровин, причём сделал это за свой счёт.
Надеюсь, зайка не пострадает от вандалов.
А мне хочется чуть подробнее рассказать о пребывании в Свердловске Агнии Львовны Барто. Поэтесса и радиоведущая жила в нашем городе полтора года: с октября 1941 года по 1943-ий. И в эти годы помимо дома, в котором жила с семьёй, она была тесно связана ещё с двумя адресами.
Первый — это угловой дом по адресу Радищева, 2 — 8 Марта, 28, где располагался радиокомитет. Сейчас на этом доме есть мемориальная доска с барельефным портретом легендарного диктора Юрия Левитана.
Ниже приведены фотографии дома и располагающейся на нём мемориальной доски. Источник фото: https://museum-nt.ru/news/news/detail.php?ELEMENT_ID=2668
Из этого здания выходила в эфир с чтением стихов и Агния Львовна Барто.
Также она выезжала с выступлениями в рабочие коллективы.
Ещё один адрес, связанный с Барто — проспект Ленина, 49, Дом печати. Здесь, в издательстве газеты "Уральский рабочий", проводились писательские четверги, в которых активно участвовала Агния Львовна. Здесь она познакомилась с автором "Малахитовой шкатулки" Павлом Петровичем Бажовым. Именно Бажову поэтесса призналась, что "хотела бы стать настоящей уралкой" и лучше понять характер уральских мальчишек, о которых пишет. Павел Петрович посоветовал ей пойти в ремесленное училище и поучиться рядом с подростками, осваивающими рабочие профессии, за одним станком. Агния Львовна так и сделала. Почти три месяца она вместе с ребятами-учениками стояла за токарным станком. Барто получила второй разряд токаря и даже поработала на ВИЗе (Верх-Исетский металлургический завод 18 мая 1942 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени за образцовое выполнение заданий правительства по производству специальных сталей для нужд обороны). Поэтессе стали понятны заботы и трудности вчерашних школьников, пришедших на завод.
Так появились стихотворения "Решил я стать учеником", "Новичок", "Друзья из Шарташа", "Попадет мне или нет?"и другие произведения этого цикла, вошедшие потом в книжку "Идет ученик".
В стихотворении "Мой ученик" Агния Барто от имени подростка рассказала, как рядом с ним осваивала профессию "старуха с нашего двора". Так, с юмором, она писала о себе. "Старухе" в то время было 35 лет. Приведу здесь это замечательное стихотворение.
Мой ученик
Узнал я утром,
До гудка,
Что мне дадут
Ученика.
Все время думал я
О нем,
Как мы работать
С ним начнем...
Узнаю,
Сколько парню лет,
В футбол играет
Или нет.
Я сам недавно
За станком,
Я тоже был
Учеником.
Пришел я тихонький такой,
Боялся суппорт взять рукой;
Не знал сначала,
Где стоять,
Какую тронуть
Рукоять.
Я успокою новичка,
Ведь он неопытный пока.
Скажу, похлопав по плечу:
«Тебя работать научу!»
И вдруг
Приводят мне вчера
Старуху
С нашего двора.
Я с ней знаком
Давным-давно —
Я к ней мячом
Попал в окно.
Потом ходил за ней
Как тень,
Извинялся
Целый день.
Степан Петрович,
Управдом,
Уговорил ее
С трудом.
Теперь пропал я
Все равно...
Она явилась в цех.
Сейчас расскажет
Про окно
И осрамит при всех.
Сказал я:
— Встаньте за станок.—
Она в ответ:
— Иду, сынок.
Смотрю — старуха молодец:
Сама берется за резец,
Сама включает самоход
И стружку правильно берет.
Она совсем
Не так стара,
Старуха
С нашего двора.
И все ребята
Говорят:
— Ей можно дать
Второй разряд.