Найти тему
REALIST

В России ничего нет, говорили они... БОРЕЙ 955, 955А и его "Булава"

Проект 955 "Борей"
Проект 955 "Борей"

На сегодняшний день в строю находятся пять подводных ракетных крейсеров проекта 955 и 955А "Борей", каждая подлодка вооружена 16 межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава", начиненными ядерными подарками для потенциальных мальчишей-плохишей из-за океана. Ещё пять крейсеров спешно строятся, но зарубежные дезинформаторы точно уверены, что это всё пиар и мультики.

-2

Как же мы докатились до такой жизни? Жили себе мирно две сверхдержавы, за годы холодной войны успели наклепать столько ядерных боеголовок и носителей, что этим арсеналом можно было трижды очистить планету от всех высших жизненных форм за 22 минуты. Да и от низших тоже. Вследствие наличия у противника немеряного количества боеголовок, нападать первым никто не хотел, и вся эта груда металла стала именоваться не иначе как "стратегическое ядерное оружие", которое никогда на будет применено.

Быть ядерной державой в наше время весьма накладно по финансам, поэтому лидеры стран в 90-е годы стали поговаривать о хотя бы частичном разоружении, чтобы не встревать постоянно на содержание огромного количества ядерного оружия, которое возможно, не будет никогда применено. А ещё им хотелось меньше бояться и реже просыпаться в холодном поту от страшного сна, в котором Россия оскалилась боеголовками и живёт в своё удовольствие. В разоружении вечно гадящие под себя вероятные противники добились успехов - русские свои ракеты порезали, а хитрые американцы просто демонтировали боеголовки и распихали по складам, уверяя что это и есть разоружение по-американски.

Для России 90-е годы были сами знаете чем, не до новых разработок было, однако военные КБ даже в то непростое время не останавливали свою работу. На службе в составе ядерной триады несли боевое дежурство подводные лодки 667БДРМ "Дельфин",

5 подлодок проекта 667 БДРМ "Дельфин" сейчас в строю, носители стратегического ядерного арсенала. Возможно, будут выведены из состава флота и утилизированы после принятия на вооружение всех "Бореев". Одна подлодка на капремонте, еще одна переоборудована в подлодку специального назначения.
5 подлодок проекта 667 БДРМ "Дельфин" сейчас в строю, носители стратегического ядерного арсенала. Возможно, будут выведены из состава флота и утилизированы после принятия на вооружение всех "Бореев". Одна подлодка на капремонте, еще одна переоборудована в подлодку специального назначения.

и вооружались эти подлодки 16 баллистическими ядерными ракетами Р-29РМ, её модификациями Р-29РМУ2 (Синева) и Р29РМУ2.1 (Лайнер). Лодки проекта 667БДРМ "Дельфин" были приняты на вооружение в 1984 году, так что в 90-е они совсем не казались старыми, но в перспективе замена таки требовалась.

Что интересно, самая большая в мире подлодка проекта 941 "Акула" была построена раньше, чем "Дельфины" были приняты на вооружение, однако под аплодисменты американцев три из шести этих подлодок с 1995 по 2007 год были разукомплектованы и разобраны по программе разоружения.

941 "Акула" (по классификации нато - Typhoon) в два раза больше "Борея". Но... "Больше" - не означает "лучше". Мода на гигантоманию прошла
941 "Акула" (по классификации нато - Typhoon) в два раза больше "Борея". Но... "Больше" - не означает "лучше". Мода на гигантоманию прошла

Причём частично на американские деньги. Две были выведены из состава флота и до сих пор ожидают утилизации, а одна (ТК 208 "Дмитрий Донской",) работоспособна и по сей день, на ней испытывались ракеты "Булава", предназначенные для ещё не построенных "Бореев" проекта 955.

Почему руководство Мордора согласилось распилить самые большие подлодки? Скорее всего поняло, что больше не значит лучше, воспользовалось вечным энурезом вероятного противника и выпросило у него денег на утилизацию "самых страшных" подлодок. И дополнительно задумалось о том, как бы придумать ракету на замену Р-29.

Издевательски красный кончик ракеты "Синева" как бы намекает вероятному противнику, что с ним сделают стратегические ядерные силы России.
Издевательски красный кончик ракеты "Синева" как бы намекает вероятному противнику, что с ним сделают стратегические ядерные силы России.

Надо пояснить, почему "Синева" Р-29 была заменена на "Булаву". Синева работает на жидком топливе, причём на чрезвычайно токсичном - НДМГ (несимметричный диметилгидразин) и окислителе АТ (тетраоксид азота). Длительное хранение полностью заправленной и готовой к пуску жидкостной ракеты - это весьма серьёзный геморрой для экипажа и техперсонала. Оно ж там охлаждено и под давлением, уронишь в шахту гаечный ключ (у пиндосов реально такой случай был, из-за ключа порвали шахту, ракету и утилизировали половину персонала, а потом оно ещё и бахнуло фейерверком), и хана и лодке, и экипажу, и погонам начальства. Твердотопливные ракеты в хранении куда проще, к различным неуставным воздействиям относятся спокойнее, требуют меньше денег на содержание.

"Синева" и "Булава"
"Синева" и "Булава"

С твердотопливными ракетами в СССР было как-то не очень, на замену "Синеве" в КБ имени Макеева разрабатывалась твердотопливная ракета Р-39УТТХ "Барк", и под эту ракету проектировалась новая подлодка 955 "Борей", однако после распада СССР производители некоторых компонентов "Барка" оказались за рубежом, к тому же три испытательных пуска оказались неудачными. Министерство обороны РФ плюнуло на "Барк" полной остановкой финансирования и поручило разработать новую ракету с нуля ещё не успевшему накосячить Московскому Институту Теплотехники. МИТ с задачей справился и явил миру "Булаву", и хотя не все испытательные пуски "Булавы" были успешными, ракету постепенно обработали напильником и довели до вменяемого состояния.

"Булава" летает по так называемой настильной траектории - существенно ниже и более полого, чем предыдущие ракеты. Настильная траектория по факту это движение без выхода в космос, позволяет маневрировать на всём участке полёта, что делает её практически неуязвимой для противоракетной обороны вероятного противника.
"Булава" летает по так называемой настильной траектории - существенно ниже и более полого, чем предыдущие ракеты. Настильная траектория по факту это движение без выхода в космос, позволяет маневрировать на всём участке полёта, что делает её практически неуязвимой для противоракетной обороны вероятного противника.

То, что именно с момента успешных испытаний "Булавы" и спуска на воду лодок проекта 955 пиндосы стали чаще дристать кирпичами - это просто совпадение. Просто у них свои ураганы и Йеллоустоуны.

Так вот собственно, Борей. Проект рождался в муках: изначально создававшийся под ракеты "Барк" подводный атомоход пришлось переделывать под "Булаву", у которой габариты совсем другие. С финансированием в конце 90-х было тоже не ахти, поэтому первые три подлодки содержат несколько секций недоделанных или распиленных корпусов от лодок проекта 971 "Щука-Б". Их всё равно девать было некуда, а по габаритам подходили. Радостная либерда в то время похихикивала над "Севмашем" (там лодки клепались) - мол вот, докатились, не могут уже новый корпус сварить, тырят с других подлодок. Севмашевцы пожимали плечами в ответ и говорили "А что такого?", нехило сэкономили на корпусах и сейчас смеются последними.

пр.955 "Юрий Долгорукий"
пр.955 "Юрий Долгорукий"

Головной корабль проекта 955 "Юрий Долгорукий" строился аж 11 лет - с 1996 по 2007 год, но параллельно в 2004 и 2006 году были заложены ещё два корабля - "Александр Невский" и "Владимир Мономах". В 2008 году головной корабль "Юрий Долгорукий" вышел на испытания и до 2013 года бороздил северные моря, пугая мировое сообщество испытательными пусками "Булавы". Поначалу получалось немного паршиво, но потом пристрелялись и в 2013 году таки приняли подлодку в состав ВМФ и оснастили уже штатным боекомплектом. Результаты испытаний показали необходимость некоторых улучшений, поэтому проект был доработан и в 2014 году были заложены пятый и шестой корабли по обновлённому проекту 955А, четвёртый же корабль, работы по которому начались в 2009 году - был модифицирован из 955 в 955А в ходе постройки.

Фото спуска на воду проектов 955 (вверху) и 955А (внизу). Видны разные габариты движителей, разная форма кормовых горизонтальных рулей. Вертикальный руль ощутимо меньше. Из-за бОльших габаритов, скорее всего движитель 955А обладает бОльшей пропульсивностью, следовательно ту же тягу можно получить при меньших оборотах, что снижает шумность подлодки
Фото спуска на воду проектов 955 (вверху) и 955А (внизу). Видны разные габариты движителей, разная форма кормовых горизонтальных рулей. Вертикальный руль ощутимо меньше. Из-за бОльших габаритов, скорее всего движитель 955А обладает бОльшей пропульсивностью, следовательно ту же тягу можно получить при меньших оборотах, что снижает шумность подлодки

955А отличается от 955 пониженным уровнем физических полей (шумность ниже, электромагнитное, тепловое излучение тоже), что серьёзно затрудняет обнаружение лодки в океане. Плюс, согласно модным тенденциям - был улучшен комфорт экипажа, внутри полный фарш, всё включено, пять звёзд. Этакие плавучие Мальдивы, только без солнца, пляжа, прислуги, без бухла и тёлок. 955А оснащаются улучшенными средствами связи, улучшенным дополнительным вооружением (торпеды, ПЗРК, минами и прочими ништяками), повышена живучесть корабля. На всех подлодках движитель водомётный, установлены утопленные в корпус подруливающие устройства для облегчения подхода к причалам, выдвижные носовые горизонтальные рули. У всех подлодок имеется возможность не только подводного, но и подлёдного старта стратегических ядерных ракет.

Байка о всплытии "Борея" в километре от Манхэттэна
Байка о всплытии "Борея" в километре от Манхэттэна

Существует байка о том, что "Борей" из-за отказа навигационного оборудования вынужден был всплыть в километре от Манхэттэна, то ли в 2011, то ли в 2012 году, в результате чего тысячи американцев отложили тонны кирпичей, а Пентагон неделю дристал бетонными блоками. Данный инцидент - скорее всего фейк, так как источники путаются в показаниях (то ли это была "Акула", то ли "Борей", то ли "Щука-Б"), а официальной инфы по данному инциденту ни от МО РФ, ни от Пентагона не поступало. Но фейк - тоже неплохо, пусть верят, боятся и просыпаются в холодном поту.

Имеются планы по производству ещё двух кораблей проекта 955А - после спуска на воду десятого корабля уже будет известно, доведут ли количество стратегических подводных ракетоносцев до 12 единиц. Как минимум на 30-35 лет стратегические ядерные силы России подводным флотом обеспечены: общее количество развёрнутых ракет на 10 кораблях составит 160 штук, каждая "Булава" тащит от 6 до 10 боеголовок индивидуального наведения мощностью от 100 до 150 килотонн каждая. В сумме это залп мощностью в восемь тысяч Хиросим... В России ничего нет, говорили они...

Кое-что из понапиханного в "Борей" очень нужного оборудования. Кстати, всё до последнего болта произведено на российских предприятиях. Которых предприятий, разумеется, не существует, потому что всё давно разворовали и пропили)
Кое-что из понапиханного в "Борей" очень нужного оборудования. Кстати, всё до последнего болта произведено на российских предприятиях. Которых предприятий, разумеется, не существует, потому что всё давно разворовали и пропили)

ТТХ проекта 955/955А

Длина -170м

Ширина наибольшая - 13,5м

Водоизмещение надводное/полное - 14720/24000 тонн

Глубина погружения рабочая/наибольшая - 400/480м

Экипаж - 107 человек

Автономность - 90 суток

Скорость хода надводная/подводная - 15/29 узлов

Вооружение - 16 МБР "Булава", 8 (955) или 6 (955А) торпедных аппаратов "Борей", возможно размещение торпедоракет, крылатых ракет калибра 533мм, 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия "Шлагбаум", мины (до 40 шт), некоторое количество ПЗРК.

Ядерный реактор - ОК650В мощностью 190МВт.