- «Если я пою на клиросе во время службы, считается ли, что я тоже участвую с остальными прихожанами или нет?»
А как же, конечно! Клирос ― это те же прихожане, просто выделены, скажем образно, как парламент. Вот прихожане выбрали депутатов, которых поставили на клирос. Они представители прихожан. И когда священник или дьякон говорит: «Миром Господу помолимся», то клирос поет: «Господи, помилуй», ― от лица всех. Не все обладают музыкальными талантами: слухом, голосом, не все складно умеют петь, а вот люди умеющие могут это сделать. Людям на клиросе вверены права от имени всех прихожан отвечать священнику или дьякону на их возгласы, на их призывы: «Господи, помилуй».
«Слышала из лекции Осипова, что поющие на клиросе не столько молятся во время службы, сколько думают о нотах, о красоте мелодики, но не о молитве как таковой. Прочитав, не поверила и усмехнулась. Считала, что наоборот поющему есть возможность еще внимательнее молиться. Однако, начав петь на клиросе, через пару месяцев заметила, что действительно прав наш богослов. Ушло молитвенное состояние, общение с Богом на службе. Думаю только о нотах, служба превратилась в работу. Это очень плохо? Может, попозже вернется мысль к Богу? Молиться хочется, но и петь тоже. И не петь теперь не могу уже».
«Пою Богу моему дондеже есмь...» (Пс. 103:33). Пойте, пойте. Это просто сейчас у Вас от страха в глазах всё путается, и Вы думаете о нотах (как бы не ошибиться). Вы сейчас целиком и полностью сосредоточены на механике.
Тот же профессор Осипов, кстати, когда говорил о свободе, приводил такой пример. Что такое свобода? Пианист, например, когда еще учится играть, делает первые шаги. Он еще неуклюже пальчиками на клавиши нажимает, смотрит в ноты... Свободен ли он? Свободен ли он ошибиться, нажать не туда? Свободен, абсолютно свободен. Но когда он выучит в совершенстве какое-то произведение, всё дойдет до автоматизма, он лишается свободы, потому что руки действуют сами. Он даже и не думает, куда и в какой момент палец ставить и нажимать. Все происходит автоматически. Никакой свободы нет, но именно в этот момент у него появляется другая свобода ― внутренняя, когда он может уже не просто играть, нажимая на клавиши, а вдыхать туда свою душу. Он испытывает эмоции и вкладывает свои. Именно тогда начинается подлинная внутренняя свобода!
С пением на клиросе примерно так же. Сейчас Вы сосредоточены на механике, потому что поете всего два месяца. Вы еще долго-долго будете ошибаться, спотыкаться, много шишек набьете. Но, в конечном счете, Вы придете к тому, что будете молиться нормально.
Конечно, место человека не спасает. Вы можете стоять в алтаре, под алтарем, справа, слева, на клиросе ― где угодно. Не место красит человека, а человек место. Священник, стоя у Престола, может молиться, а может стоять и не молиться. Это зависит только от человека. Поэтому Вы и на клиросе сможете потом бить баклуши, судачить во время чтения Шестопсалмия, кафизмы. И вести себя так, как будто Вы не на службе, а на работе. Это все только исключительно от Вас зависит. Клирос здесь ни при чем.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.