Найти тему
16etazh

О потомках Лембиту. Эстония в евромешке

Почему Эстония ведёт себя так странно на политической арене? Кое-какие идеи для ответа на этот вопрос может подкинуть искусство.

Есть прекрасный эстонский фильм: «Ноябрь» (2017), снятый по мотивам столь же прекрасного романа «Ноябрь, или Гуменщик» (2000) эстонского писателя Андруса Кивиряхка. Этот роман сделал Кивиряхка самым популярным эстонском автором 2000-х гг., а фильм по признанию критиков стал лучшим эстонским фильмом в 2017 г., завоевав также ряд наград на малых кинофестивалях в разных странах. Предполагалось номинировать его на Оскар, но не вышло, не вошёл в шорт-лист: видимо, отсутствие ЛГБТ-тематики сделало своё чёрное дело. Впрочем, дело не в отжившем свой век дяде Оскаре, друге заядлого либерала дяди Сэма, а в том, что успех и фильма, и романа в Эстонии говорит о том, что есть в них нечто созвучное эстонской душе, раскрывает её глубины.

Завораживающее магическое средневековье, словно туманом подёрнутое дымкой мистики, перипетии любви, показанные глубоко и тонко... Я люблю, когда в искусстве магия и мистика подаётся как часть обыденности, без пафоса и истерики. Это всегда создаёт эффект присутствия и способствует глубокому изображению движений человеческих душ. Но в контексте данной статьи меня интересуют не эти вещи, а фон, на котором разворачиваются события романа. Дело происходит в эстонской деревушке, вотчине одного престарелого немецкого барона. Там хозяйничает камердинер Инц, эстонец, который распродаёт, да и просто раздаёт даром бельё баронов деревенским жителям. Между ним и местным парнем Хансом, главным героем книги, безнадежно влюбившимся в приехавшую погостить дочь барона, в какой-то момент происходит такой диалог:

— Ну, здравствуй, здравствуй, Ханс! — сказал он [Инц] при виде кубьяса [Ханса]. — Проходи, садись! Барин вот заказал себе в Германии целый чемодан подштанников! Сколько хочешь? Десятка хватит? Да ладно, бери дюжину.
— Как же ты их так раздаешь? — удивился Ханс. — А если барон поймает?
— Что? Что он поймает? — рассердился Инц. — Какое его дело, что я со своими штанами делаю?
— Да какие же они твои?
— А чьи ж ещё? Ну, разумеется, и твои тоже! Они принадлежат всем эстонцам, потому что мы живём в Эстонии, и всё, что здесь есть, это наше! Я же рассказывал тебе об исконной нашей свободе, о великих наших княжествах, о вожде Лембиту, да он в свое время был самый важный и самый сильный человек на всем свете! Предки нашего барона предательски убили его и неправдой стали править нами, только это вовсе не значит, будто у них есть какие-то права на нашу землю! Как ни крути, а я потомок эстонского князя Лембиту и, значит, баронские портки принадлежат мне!

Прекрасная логика, не поспоришь, к тому же патриотическая. А Лембиту - это первый эстонец, упоминающийся в исторических хрониках по имени, эстонский феодал, в первой четверти XIII в. боровшийся против немцев и датчан, которые в рамках Ливонского крестового подхода вели завоевание эстонских и латвийских земель. Эстония тогда была раздроблена на полтора десятка слабо сотрудничающих между собой княжеств, и Лембиту перед лицом общей опасности смог сплотить их союз, но вскоре погиб, а Эстония после этого довольно быстро была захвачена крестоносцами, под чьей властью пребывала три с половиной столетия. В конце XVI века по итогам Ливонской войны Эстония перешла к Швеции, а в 1721 г. - по итогам Северной войны - к Российской Империи. Начиная с 1920 г. Эстония два десятка лет практиковала независимость, затем в 1940 г. вступила в состав СССР - причём в 1941-44 гг. снова была под немецкой оккупацией - и в 1990 году наконец-то окончательно стала независимым государством, по крайней мере, провозгласила и провозглашает себя таковым.

Как видим, опыт независимой государственности у Эстонии весьма невелик.

А Лембиту стал национальным героем, полумифическим персонажем, благо, что упоминается он лишь в одной исторической хронике Генриха Латвийского, - что способствует фольклоризации этого героя. Фольклорные персонажи любого народа отражают его глубинные чаяния. Быть хозяином своей судьбы - вот чаяние любого осознающего себя этноса, - в этом любая нация как субъект похожа на человека как личность, а каждая личность обладает своим характером. Я мало что знаю о характере эстонского народа, но тирада камердинера Инца открывает нечто, что объясняет политику современной Эстонии. Как и другие младшие «партнёры» Европы, государство Эстонии предпочитает жить в передней у этой милой старушки. Конечно, каждый из этих партнёров имеет виды на свои личные бонусы, которые он получит от бывшей любовницы Зевса. Поляки, например, планируют реализовать свои имперские амбиции, совсем позабыв, чем те обычно кончаются; пока старушка машет кулаками, ляхи хотят под шумок оттяпать жирный кусок Украины с видом на Чёрное море. У Эстонии, похоже, планы не такие амбициозные, но они тоже есть. Камердинер Инц раскрывает истинное желание Эстонского государства: рыться в белье баронессы Европы и банчить им, а независимость - это оставьте другим лицам, не таким предприимчивым. В желании сохранить покровительство хозяев, Эстония, да и другие прибалтийские страны, становятся проводниками самых идиотских антироссийских трендов. В санкционной войне против России, Эстония одной из первых выступила в качестве смертницы. Прибалтийские страны первыми убивают свою промышленность, чтобы если не поднести Европе голову России, то хотя бы выказать такое намерение. Именно желание перещеголять своего хозяина в рвении и обличает холопа. А если учесть, что и сама Европа уже не та и давно является престарелой наложницей дяди Сэма, от которой тот мечтает избавиться и использует её лишь для охмурения того или иного паренька, - если принять это во внимание, то становится понятно, что перспективы младших партнёров совсем швах. А если взглянуть ещё более цинично, то Евросоюз скорее напоминает мешок, в который дядя Сэм собрал котят, чтобы их утопить.

Не думаю, что Лембиту гордился бы своими потомками, которые гордятся им как предком - впрочем, слово гордость в последнем случае неуместно.

Ну а культура Эстонии, как показывают, например, всё те же книга и фильм, - очень высокого уровня. А значит и государство может быть сильным и самостоятельным. Нужно просто перестать считать пределом мечтаний обитание в чужом гардеробе и взять на себя ответственность за собственную судьбу.