Найти тему
ЦХЭ им. И.Е.Репина

Экспертиза живописи сегодня: рассказывает эксперт-искусствовед

Как проводится экспертиза живописи, что нужно знать коллекционеру и ценителю искусства? На эти вопросы ответит эксперт-искусствовед Центра художественной экспертизы им. И. Е. Репина Екатерина Гордеева.

За последние 50 лет научные исследования живописи шагнули далеко вперед во многом благодаря специализированным научным институтам отечественным и европейским. Экспертиза живописи сегодня продолжает развивать эту область, но уже в кардинально новом направлении.

Раньше в исследовании живописи приходилось полагаться в основном на субъективное мнение знатока, его интуицию. Зачастую это приводило к ошибкам. Известно множество громких историй с подделками, например, фальсификация Вермеера Хан ван Меегереном или подделка памятников античности и Возрождения Альчео Доссена (европейские истории). Сегодня подобные ошибки исключены. С использованием новых технологий экспертиза перешла на качественно новый уровень, поскольку работа проводится комплексно: знания и опыт искусствоведа, работа с литературой и документами сочетаются с технологическими исследованиями. Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина придерживается именно этого подхода и является одной из ведущих экспертных организаций на русском антикварном рынке. Существуют отдельные независимые организации, работающие в интересах клиента. Они обеспечивают качественное комплексное исследование.

Почему необходима экспертиза искусства?

В современном мире искусство – это инвестиция, а экспертиза, помимо музейных исследований, также в значительной степени связана с арт-рынком. Соответственно, экспертизу произведений искусства проводят эксперты-искусствоведы для коллекционеров и арт-дилеров, в первую очередь, для подтверждения оригинальности работ и дальнейшего проведения коммерческой сделки. Следует отличать экспертизу и атрибуцию произведений искусства. Атрибуция – часть процесса экспертизы – позволяет установить автора анонимного произведения, кто или что изображено. Порой, если изначально нет никаких зацепок (документов, подписи или надписей), установить автора невозможно. Экспертиза же работает с более конкретным материалом: в ходе исследований можно подтвердить или опровергнуть предполагаемое авторство, проверить или приблизительно определить дату создания, если это аноним – назвать школу и время создания.

По результатам исследований владельцы произведений получают сертификат подлинности. Сертификаты Центра экспертизы им. И. Е. Репина принимаются на всех отечественных и международных аукционах и являются «знаком качества». Экспертиза не только страхует от приобретения подделки, но и поднимает оригиналы в цене, так как выступает гарантом их подлинности. Экспертное заключение позволяет также провести оценку произведения для установления его рыночной стоимости. Центр экспертизы им. И.Е. Репина работает в обоих направлениях: проводит экспертизу и оценку от двух независимых экспертов. Это достаточно удобно для клиентов, так как позволяет сразу собрать пакет документов.

Как проводится экспертиза живописи?

Первые этапы связаны с работой эксперта-искусствоведа. Часто опытный специалист уже при визуальном осмотре может определить: оригинальная работа, фальсификация или копия. Как? Срабатывает старый знаточеский принцип, основанный на психологии узнавания и сравнения. Первое впечатление складывается буквально в минуту. За этим следует более детальное изучение. Эксперт сравнивает художественный мотив, построение композиции, колористическое решение, характер мазков – насколько они типичны для почерка художника. Это стилистический анализ. Также эксперт сравнивает подпись с известными образцами; соотносит биографию художника с предполагаемой или указанной датой.

Обязательно фиксируется общий внешний вид работы, состояние сохранности произведения, оценивается степень старения материалов. Для этого специалисты, помимо внимательного рассмотрения работы в видимых лучах, обращаются к технологиям невидимого света: а именно смотрят работу в ультрафиолетовом (УФ) и инфракрасном (ИК) излучении. Оборудование находится непосредственно в офисе и позволяет сразу провести эти первичные исследования. В УФ и ИК можно выявить реставрационные вмешательства и поздние записи, увидеть скрытые надписи, авторские переделки и прочее. По свечению красок в УФ можно определить некоторые материалы, например, ярким розовым цветом светится красный краплак rose d’oré. УФ помогает обнаружить скрытые надписи. Недавно при исследовании одной картины в УФ была обнаружена надпись на подрамнике «из собрания N», что позволило установить провенанс картины и подтвердить ее подлинность. В ИК, помимо невидимых надписей, можно увидеть рисунок мастера, скрытый под красочным слоем. Характер рисунка может подтвердить подлинность работы. Например, подробный подготовительный рисунок типичен для художников академической школы XIX века, в том числе для мастера пейзажной и видовой живописи Н. Г. Чернецова, работы которого редко встречаются на арт-рынке и вызывают особый интерес.

Для более детального исследования материалов красочного слоя эксперт-искусствовед исследует картину в микроскоп. Увеличение микроскопа многократно превышает увеличение линзы лупы, которой пользовались знатоки ранее. Сейчас специалист может видеть мельчайшие детали, рассмотреть «объем» живописи: мазки, более пастозные или прозрачные, которые образуют фактуру изображения. Красочный слой обычно покрыт лаком. А вся живопись – сеткой кракелюра, трещинками, которые образуются при ссыхании краски и основы, а иногда от механических повреждений. Это наиболее очевидный признак старения. Обычно кракелюр равномерно прорывает все слои живописи, от грунта до лака. Особенно тщательно проводят исследование подписи, чтобы определить ее единовременность с красочным слоем. Если краска затекает в трещинки, лежит поверх них или даже поверх лака – это признак более поздней, фальшивой подписи.

Фотоизображение поздней подписи в микроскоп: краска затекает в кракелюр красочного слоя
Фотоизображение поздней подписи в микроскоп: краска затекает в кракелюр красочного слоя

После первичных анализов стилистической экспертизы эксперты приступают к более детальным физико-химическим исследованиям. Центр экспертизы Репина уделяет этому особое внимание. Одним из наиболее важных этапов экспертизы является рентгенографирование картины. Рентген позволяет увидеть картину насквозь, все ее слои одновременно. По рентгенограмме можно проанализировать утраты и реставрационные вмешательства, причем даже самые давние, скрытые новыми реставрациями. Рентген дает представление о методе и манере работы художника, раскрывает изменения композиции. Рентген – это паспорт картины, который сохраняет ее историю и который невозможно подделать. Бывают случаи, когда рентген открывает то, что художник намеренно скрыл. На экспертизе в Центре Репина была картина художника К. С. Петрова-Водкина «Женщина в шляпе» 1907–1908 годов. При исследовании рентгенограмм обнаружили, что под верхним слоем живописи скрыт еще один: композиция с молодой женщиной со шляпой в руках. Это очень типично для Петрова-Водкина, множество его картин написаны на ранее использованных холстах. Такой характерный признак позволяет говорить о подлинности работы.

Отдельный вопрос экспертизы – датировка картины. Для этого часто обращаются к химическим методам исследования. Центр экспертизы им. И. Е. Репина сотрудничает с научно-исследовательской лабораторией ММОМА, где есть наиболее полный набор самого современного оборудования. Эксперты-технологи отбирают пробы с картины – микрочастицы со всеми слоями красочного слоя, их исследуют в лаборатории. Необходимо определить состав использованных материалов – пигменты и связующее, время их применения и степень старения. Эти данные и позволяют установить примерное время создания работы.

В Центре Репина в качестве первичного «экспресс»-химического исследования проводится рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), который выявляет металлические примеси в пигментах. Современное оборудование позволяет работать неразрушающим методом, то есть без отбора проб. Например, в картине художника XIX века обнаружены значительные примеси титана (Ti). Титановые краски начали использовать в промышленном изготовлении с 1921 года, а только с 1930-х годов – они вошли в широкое применение. Таким образом, картина не может быть подлинной живописью XIX века. Подобный анализ проводится достаточно быстро, но не всегда дает настолько очевидные результаты. Все-таки полноценное химическое исследование – более подробное и точное.

Технологическая экспертиза не дает прямых ответов, она не всегда точна, ведь картины создают люди, и чтобы разгадать их замыслы, нужен искусствовед. Именно он интерпретирует полученные данные и выносит последнее решение относительно подлинности, авторства и даты. Технико-технологическая экспертиза остается на службе у специалиста и способствует эволюции нашего знания об искусстве и художниках.