Найти тему
Петербургский Дюма

О НЕСПЕШНОМ

Игра на скачках — это солидный надёжный бизнес по сравнению с писательством.

Так высказался Джон Стейнбек (1902-1968), лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1962 год. И уж кто-кто, а он знал, о чём говорит.

Дэниел Киз (1927-2014) начал свою литературную деятельность ещё в студенческую пору с историй для комиксов, среди которых в 1945 году промелькнула идея под названием "Цветы для Элджернона".

Киз постепенно развивал набросок сюжета, несколько раз менял героев, и в конце концов история доросла до рассказа. Без особой надежды автор предложил его "Журналу фэнтези и научной фантастики". Успех превзошёл ожидания: текст не только был опубликован, но и принёс автору премию "Хьюго" за лучший короткий научно-фантастический рассказ. Это произошло в 1960 году — спустя 15 лет после появления идеи.

Ободрённый Киз не остановился: он продолжил работать над героями, углублять и разворачивать сюжет. Результатом стал роман "Цветы для Элджернона", который опубликовали в 1966 году. Тогда же роман признали в США бестселлером №1 ; автор получил премию "Небьюла" за лучший роман и через год был номинирован на аналогичную премию "Хьюго".

Со времени, когда молоденький Дэниел сделал первые литературные наброски, до грандиозного успеха прошёл 21 год.

Автор сумел в неожиданном ракурсе взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются как обладатели более высокого интеллекта, чем у середняков, так и более низкого. Его рассуждения на эту тему не теряют актуальности по сей день...

...а пронзительная история дружбы между необычным человеком и необычным мышонком зацепила многих. "Цветы для Элджернона" были экранизированы настолько успешно, что в 1968 году исполнитель главной роли получил премию "Оскар", а сценарист — премию "Золотой глобус". Мотивы и основной сюжет многократно использовали в телесериалах разных стран — от Франции до Японии — и в театральных постановках: только в России их было не меньше трёх.

К этому стоит добавить, что пять из шести издателей, которым Дэниел Киз предлагал сперва рассказ, а потом роман, были готовы опубликовать текст при условии, что автор изменит концовку.

Очень это всё знакомо.

И даже срок в 21 год от и до — не удивляет. Как раз столько исполнилось моей кинозаявке, которую рассматривает сейчас очередная продюсерская компания. А 10—12 лет между рукописью и публикацией, между сценарием и экранизацией — вообще привычное дело. В порядке вещей. Так что Джон Стейнбек был очень и очень прав.

-2