Найти тему
Порцелиновый фан

Как сохранить фарфор.

Друзья, если я вам напишу тут банальности типа: фарфор нужно хранить в тёплом сухом месте под стеклом, по возможности не прикасаться к нему (вообще), а если места не хватает, то в коробках, и тоже в тёплом сухом месте, что коробки с фарфоровым сервизом лучше не бросать на пол, что фарфоровыми изделиями лучше не шарахать о стену, не играть ими в мяч - то это будет до противности скучно, верно? Ведь все эти меры предосторожности знают все, и всё равно фарфор бьётся!

Поэтому мой вам первый совет: тот фарфор, которым вы пользуетесь каждый день, вы о нём лучше просто забудьте. Его нет. То есть он пока есть, но в процессе пользования его не будет. Он обязательно поколется, покроется трещинами, с него сотрётся позолота, а то и краска. Поэтому, если вам его не жалко (а значит, обойтись он для вас должен недорого), пользуйтесь им и в хвост, и в гриву до полного и безоговорочного уничтожения. На рынке просто огромный выбор именно таких вещиц - ярких, милых, удобных и дешёвых, которых не жалко.

Теперь перейдём к тому, что жалко.

По мне, так жалко антиквариат, редкие вещицы, статуэтки и дорогой винтаж. Или те вещи, к которым вы прикипели душой (с ними обычно связаны какие-то истории из вашего детства и юности). Поговорим о них, о том, что для них плохо, и кто (или что) их главные враги.

Начинаем. Главные враги статуэток - это... Вы уже догадались, да? Да, это дети. Если вы хотите испортить (а фактически уничтожить) фарфоровую статуэтку, дайте её ребёнку (а лучше - ватаге детей). Просто посмотреть. Подержать в руках. На пять минут, пока вы будет болтать с подружкой по телефону. И посмотрите, что в итоге получится. Ещё и ещё раз: ФАРФОР - НЕ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА (фарфор - игрушка для взрослых, и трогают её исключительно глазами!). Именно нежными детскими ручонками, которые во многом тактильно постигают мир, оторваны головы у балерин "Машенек" и "Дашенек" от ЛФЗ, руки и клюв у интизаряновких балерин ("Балерина-аист" и "Балерина-кошка", обе Вербилки), пальцы у "Улановой" ("Умирающий лебедь", ЛФЗ), платок у "Хозяйки медной горы" (Дулёво), клыки у воробьёвских слонов (ЛФЗ), рога и уши у многочисленных лошадей, лосей и косуль, и пр., и пр. Дорогие мамочки, не чающие души в своих отпрысках, я всё понимаю, понимаю, что детям надо отдавать самое лучшее, но "самое лучшее" в данных обстоятельствах - это дать чаду резиновую или пластиковую игрушку. С такой же радостью чадо проверило бы её на прочность, попыталось бы её погрызть, посмотреть, что находится внутри, и что там оторвётся, если постучать выступающими частями обо что-нибудь твёрдое (о стену, например!)... Тактильное постижение мира не заканчивается в два или в три года - с такой же страстью (остервенением) ваше чадо оторвёт голову у балерины или клык у слона и в пять, и в семь, а порой и в десять лет (сколько бы перед этим вы чадо не предупреждали, что так делать нельзя, и сколько бы при этом раз оно "адекватно" не кивало в ответ). Ломать (проверять на прочность) - естественное состояние человеческого организма в такие года. Понимаю, что все мои слова написаны без толку: дать любимому чадо в руки всё самое лучшее и дорогое - это задано у мамочек на генетическом уровне, и всё-таки - если данной статьёй я спасу хотя бы несколько статуэток, я буду счастлив! Подумайте хоть чуть-чуть о мужьях! - если статуэтка реально дорогая (да ещё и антикварная!), муж убьётся на трёх работах, пока компенсирует ущерб. Сколько я вижу статуэток-калек при поиске, вы бы видели! Нет! - вы увидите их! Сейчас же! В галерее ниже...

Практически с тем же предостережением обращаюсь я и к молодым людям. Вы где-то на лекции в аудитории посидели рядом с милой пташкой, ваши ноздри наполнились её феромонами, мозг опознал сигнал. Затем, ночью вы помечтали о ней, представив её в костюме НЮ (разика два), следующей ночью - то же, - и всё! - влюбились! Я это всё очень хорошо понимаю (и где-то сочувствую). Теперь она для вас - самое дорогое существо на всём белом свете навсегда! Вы куда-то её приглашаете, ходите, общаетесь, но вас почему-то так и тянет остаться с ней в более интимной обстановке и... И вы наконец-то приглашаете её к себе (пока родичи на даче) "на чашечку кофе", а она (ура!!!) соглашается. Она гость. Нет - прелестная гостья. А вы - хозяин, желающий свою - такую нежную, такую трогательную, такую хрупкую и незащищённую гостью ещё более очаровать. О! Показать ей коллекцию дедушкиных статуэток! Попить чаёк\кофеёк из прабабушкиных антикварных чашечек. А гостья вдруг становится такая нервная, пуганая, дерганая, нескладная вся - она (даже не будучи на самом деле таковой), попав в единый с вами эмоциональный заряд, становится и впрямь принцессой, у которой из рук так всё и валится: и дедушкины фарфоровые статуэтки девятнадцатого века, и антикварная чашечка с кофе\чаем (главное, чтобы жидкость уже не была к тому времени кипятком! - ну да она об этом позаботится!) вдруг опрокидывается, падает на пол, чашка, понятно, разбивается в пыль... Но при чём тут какой-то жалкий бездушный антикварный фарфор, когда рядом - такая живая эмоциональная прелесть, и вся испачканная, чуть не в слезах. Она так мило вскрикивает, кофе\чай весь - на её платье или юбке, а юбку\платье надо срочно застирывать... Снимать юбку, бежать в ванную... А какие там нас ждут ещё приключения, о!

Я утрирую, но девушки обязательно будут проверять ухажёра на "слабо" - что он готов сделать для неё, и на что ради неё будет готов закрыть глаза. Так что, мальчики, любая девушка просто из внутренних, генетически запрограммированных позывов такую утончённую нескладницу из себя изобразит - закачаетесь! Но для этого совсем не обязательно совать ей в руки антиквариат, она и с обычной посудой славно управится. Хотя, как и в случае с мамочками - о чём это я!?

Трезвость - норма жизни! Не устраивайте в доме (или хотя бы в помещении), где вы храните своё собрание\коллекцию вечеринок (особенно - с малознакомыми людьми!). И сами, по возможности, придерживайтесь трезвого образа жизни. Соблюдение этих простых правил резко повысят шансы на сохранение ваших сокровищ.

Что ещё нельзя делать с фарфором, но что многие делают? Хранить на балконе или оставлять на зиму на неотапливаемой даче, вообще, хранить там, где много влажности и температура часто переходит через "ноль". Нет, не потому что они покрываются пылью, при влажности превращающейся в грязь, которую вы потом будете долго и мучительно отмывать, а потому что при таких условиях на керамике (и на фарфоре) ну очень быстро заводится грибок. Тот самый, что в "холодных" домах покрывает стены кухонь и ванн, и потом от него не избавиться. Попадает он на собственно фарфор через микротрещины в глазури, подъедает всё, что там можно съесть, обживается, разрастается, испражняется (извините за натурализм) и умирает там же. Затем на унавоженном уже месте появляются и растут его отпрыски. Грибок вы заметите по напрочь испорченной внешности изделий: там будут черные точки, собранные в одном месте, а потом метастазами уходящие по всей поверхности, а под ними - расходящиеся коричнево-жёлтые неровные круги, причём сами чёрные точки будут возвышаться над глазурью (если фарфор глазурованный (т.е. в этих местах глазурь уже "прогрызана" насквозь), а круги под ними образуются уже под глазурью ... Чаше всего заболевают изделия из фаянса (Буды, ЗиК (Тверь)) или фарфора невысокого качества, но если упорствовать, то фарфор и самой высокой пробы заболеет! Бороться можно, но поздно. Даже если вы вытравите грибок начисто, всё равно будут заметны следы пустого пространства там, где были разводы, а глазурь на ощупь будет иметь шершавую природу. Изделие потеряет свежесть, будет иметь неопрятный (мягко говоря) вид. А главное, там уже столько ходов прорыто, где будет хранится влага, что грибок будет паразитировать на тех же местах вновь и вновь. Смотрим.

Чего ещё не следует делать. Ну вот, допустим, выставлены у вас сервизы и (или) статуэтки. В серванте, под стеклом. Всё хорошо. Но даже и под стекло просачивается пыль. Пройдёт несколько лет, и вы её заметите точно. Что делать? Первая мысль - отмыть! Да! Но помните при этом, что обыкновенная ширпотребная статуэтка стоит столько же, сколько и ширпотребный сервиз, дорогая статуэтка - столько же, сколько дорогой сервиз. Антикварная статуэтка... Ну вы поняли. Не стоит бежать со статуэткой на кухню. Лучше это сделать в ванной (не над раковиной, а в ванной). Обращайтесь при этом со статуэткой крайне осторожно, лучше в ванную что-нибудь подложить (что-нибудь мягкое и толстое - поролон или синтепух (говорят, изобрели что-то такое синтетическо-экзотическое), чтобы даже если статуэтка выскользнет из ваших рук, она бы не разбилась. Стирайте пыль мягкой мокрой тряпочкой, лучше - из такой фибры, которой вы протираете экран монитора. Никакого драинья! Никаких жёстких щёток! Если грязь забилось глубоко, используйте мягкую кисточку для клея. Никаких химических новомодных препаратов, что "очищают всё"! Используйте только мыло или соду. Не забудьте, что сода, будучи порошком, имеет абразивные свойства (что вредно для краски и позолоты). Поэтому захватывайте соду мягкой мокрой тряпочкой или мокрой кисточкой, чтобы порошок превратился в месиво (гель), и только затем используйте. Пыль смывается мгновенно. Иногда статуэтки и антикварные вещицы имеют трещины. В них забивается грязь настолько, что простой вышеприведенной очисткой её не достать. В этом случае оставьте либо весь предмет (допустим, блюдце) или его часть, где есть трещинка, на ночь в растворе соды или хлорки. Иногда приходится оставлять предметы "замоченными" на несколько суток. Результат - всегда положительный. Просто после осторожно промойте предмет под струёй теплой воды (и во время мытья вода также не должна быть горячей!) и оставьте просохнуть.

Перевозка посуды. Тут всё просто. В коробках. При этом каждый предмет посуды не должен соприкасаться с другим и с краями коробки. Проще говоря, каждый предмет нужно завернуть. Лучше - отдельно. Раньше использовали бумагу, но сейчас есть такой материал как пузырчатая плёнка (её создателям надо памятник поставить!). Тоже и при пересылке - чем в большее количество слоёв материала, компенсирующего толчки и удары будут завёрнуты предметы, тем большая вероятность того, что в пункт назначения они прибудут в целости и сохранности.

Ещё нюанс. Допустим, вы купили набор посуды. Неважно, сколько вы заплатили, в любом случае вы потратили и время (на выбор, на договорённость с продавцом, на саму покупку) и деньги, и хотите, чтобы набор до место был довезён "живым". А пока вы просто находитесь на месте встречи с продавцом, с ним рассчитались, и... Вы уверены, что посуда запакована хорошо? Замечательно! Теперь всё это хозяйство надо просто донести до дома. Помню, мы с товарищем вышли из антикварной лавки, где он приобрёл один из тех замечательных винтажных сервизов, который я описал в одной из статей, сервиз был помещён в коробку, коробка уложена в сумку с ручками, и товарищ мой пребывает в самом благолепном настроении: идёт, острит, раскачивает сумкой взад-вперёд... А погода замечательная - солнце, птицы поют... Там и сям по пути попадаются столбы, которые раскачиваемая сумка благополучно минует буквально в сантиметрах, я начинаю звереть и ругаться... Между прочим, если так делать в толпе, то сумка может задеть и чьё-то колено (или чьё-то колено ударить по сумке)... Вы желаете поиграть в футбол фарфором? В метро и при входе в помещение главная опасность исходит от дверей и косяков. Вообще, если вы хотите что-то фарфоровое донести до дома, держите свой багаж у груди, прикрывая его двумя руками и постоянно озираясь по сторонам. Знаю, что вы так и сделаете, если вы любите по-настоящему. Фарфор я имею в виду.

И вот вы наконец-то дома! Счастливый обладатель... Хотите ещё раз взглянуть на приобретение - на (допустим) набор кофейных пар. Он - не в "родной" коробке. Вы приобрели его с рук. Там, на месте купли-продажи, вы всё проверили, всё было хорошо, продавец запаковал его в бумагу. И вот вы вынимаете что-то в бумаге, разворачиваете, держа одной рукой за что-то твёрдое (вы уже понимаете - за чашечку) и... И из этой бумаги ещё одно что-то твёрдое соскальзывает вниз. Просто продавец упаковал одной бумагой сразу обе чашечки: одна осталась у вас в руке, другая упала. И тут вопрос - куда она упала? Вы стояли на паркетном полу и вынимали из коробки нечто завёрнутое в бумагу? Или вы делали тоже самое, но сидя на диване и над диваном? Существенная разница, правда? В первом случае чашка будет разбита в пыль, во втором - останется целой на диване. Между прочим, я описал здесь реальную (и плачевную) ситуацию, случившуюся, к счастью, не со мной.

Теперь - для тех подписчиков, что читают и ценят мои статьи, посвящённые отдельным фарфоровым мануфактурам, художникам\скульпторам, чьё творчество было тесно связано с фарфором, или описывающие отдельные выдающиеся сервизы или даже предметы. Потерпите, друзья, очередная статья уже в работе и скоро будет опубликована (возможно даже раньше, чем статья о мошенничестве при продаже фарфора).

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

Еда
6,23 млн интересуются