Детство – это уникальный период, когда у ребенка формируется уверенность в себе, в том, что он может все: создать свой мир, сделать его таким, как он хочет, жить по тем правилам, которые он придумал сам. Как же развить в ребенке тягу создавать свои игровые миры. Держите шесть проверенных способов.
1. Наблюдайте за игрой
Что мы можем увидеть, наблюдая за тем, как играет ребенок?
- В первую очередь зафиксировать, какие идеи приходят ему в голову.
- Отметьте, кто из персонажей может быть уместен в игре ребенка, потому что игра развивается там, где есть отношения.
В больницу ребенок начинает играть, когда побудет внутри отношений ВРАЧ - ПАЦИЕНТ, в магазин заиграет лишь тогда, когда у него возникнут отношения с продавцом на кассе или случится разговор с грузчиком. В магазин самообслуживания дети, согласитесь, играют редко.
Игра для ребенка — это способ познания и анализа окружающего мира
2. Расширяйте игровой опыт
Наблюдая, чем интересуется ребёнка во время игры, рассказывайте ему что-то из этой темы
Если, например, наблюдая, вы видите, что игра в полицейского сводится к манипуляциям с пистолетом, эмоционально расскажите, что полицейский общается с людьми и задает вопросы, умеет водить машину, понимает напарника с полуслова, потому что между ними есть особая система знаков, понятная только им. Вот тогда игра изменится!
Хорошим подспорьем в этом могут оказаться качественные мультфильмы по теме. Только смотрите их вместе и будьте готовы объяснять и рассказывать.
Ваша задача — расширить знания по теме, рассказывая про отношения людей или персонажей, и обеспечить эмоциональную подачу.
3. Будьте дилетантами, задавайте вопросы
Наша родительская позиция в данном случае – дилетантская. Мы смотрим на это и говорим: слушай, а что это у тебя здесь такое? А что ты здесь сделал? А кто это? А как тебе это удалось? И если мы в себе выработаем такую исследовательскую позицию, то это будет совершенно другой тип ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Это уместно, когда игра уже вроде бы развернулась, но заскучала.
Вот тогда появляемся мы: «Оу! Это на пиратском корабле что? Пушка? О! А спорим, она не пробьет укрепление, если его построить вооон там (на диване)? Попробуешь?»
Задавайте вопросы, уточняйте, каким ребенок видит тот мир, в который играет.
4. Не исправляйте
Мы можем видеть, что в одну кучу сваливаются абсолютно несоединимые вещи.
Например, папа кандидат исторических наук смотрит на корабль, который построил ребенок, а на палубе – и индейцы, и солдаты, и машины, и много чего еще. Папа будет делать замечание: ну как же так, это неправильно.
В этот момент игра останавливается и прекращается контакт с ребенком. Никто не просит папу в это вмешиваться. Понаблюдайте, посмотрите, как будет выстраиваться сюжет, спросите, куда они плывут.
Корабль, построенный «с нарушением» всех стандартов, возможно, станет прототипом какого-то нового вида транспорта! Про физику и ее законы рассказывать тоже важно и нужно!
Самый ценный момент игры — невозможное возможно — развивает диалектическое мышление. Изобрести что-то новое без такого вида мышления невозможно.
Покажите, что любой предмет может быть любым
Даже самый неподходящий предмет ребенок превращает во что-то для него важное и значимое внутри этой игры. Например, обычные деревянные цилиндры могут превратиться в чашки, втулка от скотча может стать короной или наручными часами, а простынь — неводом для ловли русалки!
Развитие воображения стимулирует развитие мышления! Иногда для придуманного сюжета увлекательной игры не нужны игрушки. Достаточно иметь какие-нибудь цветные тряпочки, гладкие камушки, сосновые шишки или сухие веточки. Детская фантазия в состоянии превратить эти предметы в сказочные атрибуты.
Самая полезная вещь в детской — не игрушки, а те образы, которые они пробуждают в ребенке.
Хулиганьте и заражайте игрой!
Вы спросите — что должен делать взрослый в такой игре?
«Хулиганить» — вот что должен делать взрослый. Это значит: ломать привычные шаблоны, давать возможность иначе посмотреть на знакомую ситуацию, провоцировать на поиск решения. Главное — не забывать о том, что она должна быть смешной и приносить радость.
Вживайтесь в роль: падайте на пол, дрыгая руками, изображая, что упали в воду, позвольте вытащить себя (подсказав, как кинуть вам «как будто веревку»), дрожите от холода, требуйте одеяло, чтобы согреться, разведите прямо в комнате «как будто костер».
Такие моменты запоминаются детьми и делают вас друзьями
А как вы играете со своими детьми?
__________________________
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему детского развития!